Необходимость приобретения обода является не столь частой проблемой для велосипедиста. Покупку необходимо осуществлять лишь в случае наличия нового или б/у велосипеда. Часто следует заменять старые изношенные обода и колеса. Это касается восьмерок, трещин, протирок тормозных дорожек. Однако покупать новые обода нужно, учитывая Ваш предполагаемый стиль эксплуатации. Главное требование заключается в одновременной легкости и прочности обода. Прочность колеса напрямую зависит от качества и количества спиц, равномерности натяжения и силы. Сборка прочного колеса без хорошего обода становится невозможной. Постоянная же правка "восьмерок" – неприятное удовольствие.
Теперь выясним, для чего колесо должно быть легким и прочным? Разгоняясь на велосипеде, велосипедист расходует свои силы на увеличение скорости вращения колес и линейной скорости байка. В этом случае затрачивается большая работа на раскрутку при дальнем расположении большой массы от центра вращения. Очевидно, это в спорте с постоянно меняющейся скоростью движения. Это соревнования в стиле "кросс-кантри". Вес обода и шины оказывает при этом сильное влияние. Активное передвижение по городу имеет свойство "рваного" ритма. Заметно возросло требование к прочности колеса в связи с плохим качеством дорог.
Материалы изготовления
В наше время распространены алюминиевые обода. Они легче стальных для дешевого горного и городского байка. Имеют высокую прочность по сравнению с дешевыми стальными аналогами. Работа ободных тормозов намного хуже, чем у алюминиевых. Углепластиковые обода применяются в изготовлении моноблочных колес Spinergy. У этого типа колес наблюдается единая целая система из корпуса втулки, 4-5 плоских широких спиц и обода.
Конструкция
У каждого типа велосипеда своя конструкция обода. Многие велосипеды снабжены ободами коробчатого сечения, рассчитанными на применение бортовых шин. У них хорошо развиты боковые стенки. Внутренняя сторона имеет канавку для борта шины. В камере давление воздуха при этом раздает накаченную шину в стороны. Она фиксируется к стенкам обода за счет своих плотно сжатых бортов. С помощью специальной матерчатой ленты осуществляется наклеивание на обод шин для шоссейного типа велосипедов. В этом случае у обода нет с внутренней стороны развитых стенок. Они плоские с трубчатым сечением. На данном этапе применяется использование клинчерных шин на шоссейных велосипедах. Этим шинам присуща традиционная конструкция. Это камера и легкая узкая шина высокого давления с бортом. С помощью сварки встык обод закрепляется в кольцо.
Так как в России особую популярность приобрели горный и вседорожный типы велосипедов, а также их гибриды, поговорим подробнее об особенностях классического типа обода с сечением коробчатого типа. Многие производители подразделяют свою продукцию на различные группы и размеры ободов. Разделение ободов на различные типы связано с типом велосипеда и с разными сферами его применения внутри одного типа. Например, горный тип байка. По параметру прочности они могут подразделяться на прогулочные, кросс-кантрийные, фрирайдные и даунхильные. С помощью этого условного разделения можно приблизительно оценивать вес, прочность ободов и другие конструктивные возможности.
Одностенные и многостенные
У такого обода профиль напоминает букву "U". Совершенным типом обода являются двойные двухстенные обода для кросс-кантри – даунхила. При большой прочности они имеют небольшой вес. Их центр "U" снабжен горизонтальной перемычкой. Этим профилем сопровождаются обода среднего и высокого класса. Можно также устанавливать недорогие модификации на дешевый горный велосипед. По необходимости обод с большей прочностью имеет высокий профиль. При этом повышается жесткость и прочность "на складывании" обода. Этот тип обода не боится кочек на дороге и гоночной трассе. Трехстенный – самый развитый вариант обода. Высокопрофильный обод снабжается третьей горизонтальной перемычкой. Функция перемычки заключается в увеличении боковой жесткости и препятствует появлению восьмерок. Также создает надежный барьер для "смятия" обода тормозными колодками. Для легкого применения существуют узкие кросс-кантрийные. Их наружный размер составляет 21–26 мм. Широкие обода предусмотрены для фрирайда и даунхила. Их размер достигает 35 мм и более. Происходит одновременное увеличение ширины обода и его поперечной жесткости.
Методика снижения веса и повышения прочности
В качестве дополнительного упрочнения ободов обычно применяется насыщение их поверхности с помощью других веществ гальваническим способом, или "анодированием". Поверхность алюминиевых ободов заметно черная. Одна модель обода может иметь обычную и анодированную модификацию. При этом ее стоимость значительно увеличивается на 10-20%.
Прочное колесо собирают с помощью толстых высококачественных спиц. С их помощью предварительно происходит высокое натяжение спиц. Полезная нагрузка распределяется равномерно по спицам. Но известны также случаи, когда из алюминиевых ободов выпадали спицы при сильных ударах о большие неровности. Раньше для укрепления поверхности обода в зоне спицевого отверстия подкладывали шайбы. Теперь в отверстие многих многих ободов делаются вставочки – пистоны для облегчения вращения ниппелей при сборке и правке колеса. В двухстенные обода устанавливаются обычные пистоны на внешнюю стенку и двойные – насквозь через обе стенки.
Раньше стандартное велосипедное колесо имело 36 спиц. Большее количество спиц было редким явлением. Спицы 32, 28 и 24 размеров устанавливались только на шоссейный тип велосипедов и на байки с маленькими колесами. При изобилии качественных прочных спиц и жестких ободов проблема обрыва спиц давно ушла в прошлое. Например, стандарт горного велосипеда – наличие в его колесе 32 спиц. Радиальный спицевой набор может иметь уменьшенное количество спиц. При сборке колеса необходимо провести проверку на соответствие количества отверстий под спицы во втулке и ободе.
Иные конструктивные модификации
За последние годы повсюду появились обода со смещенными рядами отверстий под спицы. Этот тип обода предназначен для задних колес многоскоростных велосипедов. Вследствие применения у многоскоростных втулок кассет со звездочками пришлось сдвинуть правый фланец втулки к ее центру. Зонт спиц справа получился более плоским, чем слева. Правые спицы натягиваются сильнее, чем левые. Следовательно, либо спицы правой стороны становятся перетянутыми, либо с левой – недотянутыми. Для уменьшения этого дефекта применяют обода со смещенными на 2–3 мм влево рядами отверстий.
Велосипеды снабжаются тремя типами ниппелей: автомобильным/мотоциклетным (Schrader), велосипедным (Dunlop) и спортивным (Presta). Первые два типа имеют большой диаметр "соска". С широким распространением ниппелей Presta обода стали производить специально под них. Для фиксации камеры с традиционным ниппелем на такой обод, отверстиеследует рассверлить.Но необходимо также запастись и запасной камерой соответствующего типа. При установке высокопрофильных ободов следует иметь специальные запасные камеры с длинными "сосками". В некоторых ободах спицы крепятся к внутренней стенке. И это привело к необходимости применять спицы с длинными ниппелями.
Утоньшение боковых стенок часто применяется для облегчения ободов. Нагрузка на них становится наименьшей. Следствием использования мощных тормозов V-brake стало быстрое протирание тормозными колодками боковых стенок в районе тормозных дорожек. Часто стал встречаться "убой" обода за пару сезонов работы. Выходом из этой ситуации явилось применение тормоза дискового типа. У ободов для дисковых тормозов нет тормозных дорожек.
Источник: AGbike