Плюсами по передвижению по городу на небольшие расстояния являются экономия времени, денег и активный образ жизни. На Западе после решения технических проблем с внедрением городского велодвижения люди не торопятся менять четыре колеса на два. Их и заставляют это делать, предлагают деньги и льготы. Даже решили вопрос с принятием душа велосипедиста по приходу на работу.
Именно с национального конкурса для городов на звание велосипедного рая началась организация велодепартаментов в США. Комиссии ходят по улицам в Чикаго, Луисвилле и Портленде. Они занимаются техническим анализом каждого бордюрчика, лесенки, спусков. Это мероприятие нацелено на облегчение езды на велосипеде. Убираются препятствия для свободного передвижения и комфортного ощущения человека на двух колесах. Но самым главным все же остается процесс убеждения людей ездить на велосипеде на работу. Для этого были проведены велосипедные дорожки по всем бизнес-маршрутам. Работодателям предложили налоговые льготы на каждого сотрудника, который добирается на работу и обратно на байке. Работодатели должны стимулировать своих сотрудников прибавкой к зарплате в $50–100. Провели соц.опрос. И пришли к неутешимому выводу, что многим не хочется крутить педали... из-за запаха.
При наличии демократичной одежды в Америке, главным требованием остается ее дешевизна и чистота. Чтобы запах не препятствовал работе окружающих, следует решать и эту проблему. Другой проблемой остается шлем. Волосы сильно слипаются под ним, портится прическа. У властей городов нашелся при этом выход: они придумали и установили душевые кабины для велосипедистов на специальных стоянках. А для получения пправа на душ перед офисом, необходимо стать участником клуба велосипедистов. При получении и активации клубной карты появляется возможность плескаться в неограниченных количествах всего за $99 в год. В эту стоимость также входит обтирание чистейшим полотенцем и пользование ящичком для одежды.
Оранжевая велореволюция не прошла
Пять лет назад мэрия Вильнюса решила создать общественные велостоянки, на которых каждый желающий мог взять велосипед. Все должно было происходить исключительно на доверии. Транспорт напрокат выдавался бесплатно, без залога и без предъявления документов. Жители Вильнюса, воодушевившись заботой мэрии, должны были возвращать велосипеды. Акцию сопровождали рекламные плакаты, которые были развешены по всему городу. На них было написано: «Велосипед изобретен: езжай на оранжевом!». Но эта акция продлилась только один день и ни один из велосипедов не вернулся на стоянку. Во избежание краж, велосипеды были окрашены в оранжевый цвет. Уже на следующей день интернет заводнили объявления о продаже велосипедов по дешевой цене.
Но оранжевой велосипедной революции в Вильнюсе не пришлось погибнуть. Эта революция трансформировалась в розовую. Через несколько дней для общего пользования было выставлено еще 150 велосипедов. На них установили спецномера и сделали надпись «Вильнюсское самоуправление». Но и эти велосипеды пропали. Мэрия решила не сдаваться. Для воров был установлен штраф, и опять фиаско – 50 велосипедов исчезли. Вильнюсский мэр Артурас Зуокас запланировал выставить на велостоянки очередную партию из ста штук велосипедов ярко-розового цвета. Они должны были предназначаться только для гостей города и даваться под залог – не менее $25. Своих же граждан мэр посчитал незрелыми.
А как обстоят дела у нас?
Найти подходящее место в городе для «двухколесного друга» – сложная задача.
В то время, как американцы и европейцы размышляют о вопросе комфорта для велосипедистов, в России и СНГ этот вопрос ставится несколько другим образом. Волнует возможность велопередвижения, например, в Киеве. Недостижимой задачей является создание дорожек для велосипедов. Хотелось бы, чтобы у крупных торговых центров для удобств покупателей были созданы специальные велостоянки. Всего-то нужно 3-4 железные «арматурины».
Руководителям кафе, ресторанов, магазинов вопрос о велосипедных стоянках вообще непонятен. Они считают идею о велостоянке величайшей глупостью.
– Их волнует вопрос ответственности за охрану стоек для велосипедов и мотоциклов. А при краже или порче велосипеда, обращаться будут именно в администрацию торгового центра.
Вопрос велосипедистам:
"Где больше всего необходимо устанавливать велосипедные стоянки?"
Олег Рамский, студент с велостажем 3,5 лет.
Велосипедные стоянки нужны на каждом шагу. Велосипедисты тоже ездят и в кино, и по магазинам, и на работу. Охрана при этом не требуется. Необходимо сделать нормальные стойки для более удобного пристегивания байка. Защититься от воришек велосипедисты планируют самостоятельно. Для этого у них есть совсем недорогие замки и специальные сигнализации.
Степан Овчаренко, программист с велостажем около 7 лет
Он считает, что велостоянка необходима возле дома, под офисом и возле любимого кафе. Причем стоянка должна быть крытой или просто под каким-нибудь козырьком.
Оксана Ганжа, парикмахер, велостаж – 3 года
Логичным было бы организовать стоянки в учебных заведениях. Ведь именно молодежь считается самым активным велосипедистом. Для школьников и студентов такой ежедневный труд стал бы хорошей заменой уроку физкультуры.
Текст: Ольга ЧИКОВАНИ, Анна ОПАНАСЕНКО.
Источник: pk.kiev.ua