-Последние чемпионаты мира на треке и шоссе оказались невезучими. Россияне не получили ни одной "золотой" медали.
- Случайность в спорте невозможна. Любая случайность является следствием каждой работы. В России практически ни у кого нет желания осуществлять развитие этого вида спорта. Управление же всем российским спортом представляет собой некий бермудский треугольник. Он состоит из Росспорта, ОКР и Федерации. Вся работа была перепоручена Росспортом его подразделению - управлению сборными командами. Известно при этом, что сборные полагаются на федерацию. Велофедерация является методически нулевой, ущербной и экономически минусовой. Но мы, кто на передовой, не знаем, что конкретно, потому что между исполнителями и руководителями образовался вакуум. Наверху не знают, что нужно нам, а мы не знаем, чем заняты они. Если взять, к примеру, темповые трековые виды, то они культивируются лишь в моей питерской группе и в московской Глеба Гройсмана. Со спринтом еще хуже. Им на протяжении многих лет вообще никто серьезно не занимается. А в Афинах хорошо показали себя Ольга Слюсарева (трек) и Вячеслав Екимов (шоссе), Михаил Игнатьев и москвичка Тамила Абасова (оба - трек). Питерская школа существует уже сорок лет за счет правильной хозяйственной деятельности. Абасовой в последний момент просто повезло. Но эти успехи существуют в России в отсутствие должной программы развития велоспорта. За два года до Олимпиады предлагалось множество различных вариантов по развитию велоспорта, но ответ так и не был получен. Питерская школа будет существовать долго. Но серьезные результаты не стоит ожидать.
-Интересно также выяснить причину отсутствия дальнейшего выигрыша команды трековых преследователей.
- В период СССР спортсмены получали свои золотые медали, соперничая со старшими юниорами. В 19-22 лет западные велосипедисты уходили в профессионалы. Не имея старших и сильнейших, российская команда была слаженной. Это была советская система, которая включала в себя 19 центров олимпийской подготовки. При распаде СССР в России осталась одна питерская школа темпа. Хорошо, что не потеряли трек в то время. С тех пор не было никаких наработок. Следовательно, нет и никаких спортивных результатов и достижений.
- Почему же российские шоссейники не принимают участия в трековых темповых видах?
- В России таких спортсменов-универсалов единицы. Недавно на базе питерской команды была создана профессиональная команда Tinkoff restaurants третьего дивизиона. В Португалии и Польше существует десяток подобных команд. В Нидерландах велоспорт сосуществует вместе с командой высшего дивизиона. Лучшие одержимы стремлением завоевать 75 мест в столичном спортинтернате. Затем мечтают попасть в московскую группу Глеба Гройсмана. Оставшиеся не питают никаких иллюзий, ибо невозможно одновременно отсмотреть и продвинуть для участия в соревнованиях большое количество детей.
- Может ли трековый темп существовать без очередной попытки прорыва в большой профессиональный велоспорт?
- Он присутствует только в усеченном виде. Виды темпа подпитываются профессиональным велоспортом. Чемпионами в командной гонке преследования на треке всегда остаются австралийцы - профики-шоссейники первой величины. Однако когда в российский велоспорт пришел бизнесмен Олег Тиньков, это стало неким знаком свыше. Он заключил контракт до 2009 года. Были закуплены велосипеды, форма, транспорт, обустроена база в Тортосе. Катастрофической нехваткой стартов в России стала причина эммиграции многих за рубеж - кто в Италии засел, кто в Испании, а Глебу Гройсману приглянулась Франция.
- Как осуществить подъем массовости
- Нельзя его делать так, как это делают в России. На протяжении многих лет июньский чемпионат среди профессионалов проходит то в Уфе, то в Самаре, то в Пензе. Мотивировка сложившейся ситуации заключается в стремлении развивать велоспорт на периферии. Но как только чемпионат проходит не в Москве, часть ведущих профии просто не приезжает. Для них более интересным событием в этот период времени остается "Тур де Франс". Но как можно говорить о массовости при том, что была уничтожена олимпийская велотрасса в Крылатском. Дважды подавали обращение к Юрию Лужкову. Ни в одной столице мира нет такой трассы. В Москве трасса уже исторически вписалась в городской ландшафт. Чтобы привести ее в порядок,нужно совсем немного потрудиться. Нужно произвести восстановление изгороди, строение нескольких переходов для отдыхающих. Небольшой участок требует переделки в велокольцо. Именно здесь необходимо проводить спартакиады, молодежные игры, чемпионаты, вплоть до мировых. Но никому и дела нет до этой велотрассы. Следовательно, в Москве проводить соревнования федерации не интересно. А на выселках намного проще обстоят дела: получили ЦУ, приехали, встретили, побанкетили и уехали. Российский велоспорт стал периферийным. Сквозь эту призму легко просматривается и назначение июльских молодежных игр по велоспорту на треке в Тулу, а не в "Крылатское". Вредительство олимпийской команде. Приближаются соревнования в Пекине, следует учесть, что на подготовку спортсмена уходит много времени. Поэтому интересно рассмотреть олимпиаду в июле на открытом треке в Туле, как простую потерю времени.
- Много раз приглашали на осмотр трека Леонида Тягачева. Но он так и не удосужился посмотреть строящийся объект. Главной необходимостью остается попытка получения кредита в банке на завершение строительства. Под залог предлагался практически завершенный объект. Будучи влиятельной фигурой, Леонид Василевич дал бы гарантию ОКР, которая устроила бы любой серьезный банк. Но из-за того, что он связан с бюджетными деньгами, которые чрезмерно регламентированы, он никак не может помочь в завершении строительства данного объекта. Интересно, что никому нет дела до организации велоспорта.
-Какой же есть выход из сложившейся ситуации?
- Федерация со всем своим штатом и проведением соревнований существует только на бюджетных деньгах. Во избежание расползания полномочий и обязанностей, ее отделили от Росспорта. Ответственность федеральным агентством была возложена на Федерацию. В подчинении у Федерации находится штат федерального агентства.
- Приход людей из политики и бизнеса к руководству федерациями
- Идеальным вариантом может быть только объявление Росспортом через два года конкурса на замещение должности президента. Необходимо также осуществлять регулировку этого вопроса сверху. Спорт является высокотехнологичным процессом. Нельзя отдавать его на откуп общественности. В управлении спортом необходим крепкий бизнесмен. Только бизнесмен может вложить в велоспорт достаточную сумму денег и сделать его рентабельным. Трасса в Крылатском могла принести хорошую прибыль. В ней нуждаются все - и велосипедисты, и лыжники, и биатлонисты, и бегуны, и конькобежцы. Российский велоспорт внаше время - разбитая тарелка. Нет ни личности, ни системы.
- Где взять кадров, тренеров при появлении опытного бизнесмена?
- Рождение тренера происходит одновременно со спортсменом. Спортсмен может появиться только в системе соревнований. Если сломать систему соревнований, то теряется все. Поэтому только при появлении экономической и организационной поддержке работа возобновляется. Важным фактором остается проявление мотивации в развитии велоспорта. Хороший руководитель должен обладать элементарными организаторскими способностями. Но если он при этом еще и остается бизнесменом, значит, он уже получил свое саморазвитие. В противном случае, он не был бы бизнесменом.
Текст: Ефим КОРОЛЕВ, ИА «Спортком».
Источник: sportcom.ru