Современная велоиндустрия все чаще делает ставку на удобство и простоту, особенно если речь идет о начинающих велосипедистах. Производители стараются максимально облегчить обслуживание велосипеда за счет эффективных и простых деталей. Сегодня речь пойдет об одной из них, а именно об эксцентрике. Что это такое, в каких узлах велосипеда применяется, и как правильно его использовать?
Это вид зажимного крепежного механизма, облегчающий и ускоряющий ремонт велосипеда. Эксцентрик применяется для крепления переднего колеса (для заднего применяется эксцентриковая каретка в виде узла), а также крепления и регулировки седла. Применяется механизм и для скрепления частей рамы складного велосипеда. Кроме того, с помощью эксцентриков крепятся такие детали, как вынос руля, хомут для светоотражателя, другие элементы навеса.
Главное преимущество этой детали в том, что при необходимости снять колесо для замены камеры, например, в дороге, не понадобится много времени и дополнительные инструменты. Отрегулировать село (особенно центрировать по отношению к раме) с его помощью тоже гораздо проще. А если учитывать, что гайки со временем прикипают, то в перспективе эксцентрик может сэкономить не только время на ремонт, но и средства на покупку новых деталей.
Разновидности эксцентриков для велосипеда:
- QUICK-RELEASE – быстросъемный, использующийся в большинстве велосипедов низкой и средней ценовой категории. Его диаметр 5 мм, чего с головой хватает для обычного катания без высоких нагрузок.
- THRU-AXLE – используется на велосипедах высокого ценового сегмента, предназначенных для агрессивных покатушек. Ось выдерживает высокую нагрузку. Такой эксцентрик ставится в закрытые дропауты, что исключает люфты колеса.
Чаще всего крепеж изготавливают из хромолибдена или титанового сплава. Вне зависимости от вида крепежа, принцип действия одинаков. Чтобы снять колесо, необходимо одним движением разжать эксцентрик, а чтобы поставить на место – зажать.
Алгоритм действия таков:
- перевести байк в горизонтально положение колесами вверх;
- открутить фиксирующую гайку и перевести рычаг в положение «открыто»;
- вставить колесо в гнезда для крепления (дропауты);
- на противоположном конце оси закрутить регулировочную гайку, затем немного ослабить ее, чтобы у рычага был свободный ход;
- установить эксцентрик в положение «закрыто», то есть просто прижать рычаг (слабый или слишком тугой зажим не нужен, прилагаемое усилие должно быть умеренным).
- если фиксатор не опустился до конца, немного ослабьте гайку, и наоборот – при легком ходе рычага подтяните гайку.
Не совершайте распространенную ошибку и не вращайте рычаг вместо гайки!
Далее нужно проверить прочность крепления. Приподнимите заднюю часть велосипеда и резко опустите – колесо должно слегка подпрыгнуть. Далее проверьте качество вращения колеса: с силой прокрутите его, убедитесь, что шатание колеса между дропаутами отсутствует.
Следите за исправностью эксцентрика, а именно за ходом рычага: он должен зажиматься с небольшим затруднением. Если механизм «ходит» свободно, то крепление ненадежно, и в нем ослабла пружина, деталь нужно поменять. Надежность затяжки на 100% исправного крепежа сравнима с обычными гайками. Но неисправный эксцентрик может стать причиной поломки байка прямо на ходу (особенно если речь идет о складных моделях).
Минус применения эксцентрика для колеса в повышенном риске кражи велосипеда. Чтобы избежать неприятностей, стоит отдельно соединять замками колесо с рамой или раму с седлом.