Периодическая замена спиц нужна для того, чтобы колесо сохраняло свою идеально круглую форму. Например, обод с «восьмеркой» может начинать задевать тормозную систему, и езда уже становится небезопасной. Если у вас появились подозрения, что колесо деформировано, и комфортно катать уже не получается, пожалуй, стоит выбрать время и переспицевать колеса. Вооружитесь специальным спицевым ключом, а мы расскажем, как правильно выбрать новые спицы и заменить их в домашних условиях.
Материал спиц
Большинство современных моделей изготавливают из стали – они отличаются надежностью и прочностью, легко выправляются и ремонтируются, а напыление от коррозии защищает от преждевременного износа. Кроме того, они недорогие, особенно если сравнивать с титановыми или карбоновыми.
Первый вариант подходит для байков для даунхилла и триала, так как их повышенная прочность позволяет выдерживать экстремальные ударные нагрузки. Углепластик же наоборот – чуть менее крепкий, но очень легкий и более дорогой. Это вариант для аэродинамичных байков, участвующих в гонках.
По своей геометрии спицы делятся на:
- Цилиндрические – применяются на большинстве байков. Это надежные, ремонтопригодные спицы.
- С баттингом – используются на моделях для катания по бездорожью, так как отлично поглощают удары и распределяют нагрузку. Одно и два утолщения подходят для MTB и шоссейников, тройной баттинг – для даунхилла и электровелосипедов.
Если важна низкая сопротивляемость воздуху, выбирайте спицы аэродинамической (плоской) геометрии.
Длина
Длина спиц должна быть максимально точной, иначе идеального результата не достичь. Этот параметр зависит от:
- типа крепления;
- обода;
- размеров втулки;
- производителя.
Лучше воспользоваться готовыми онлайн-калькуляторами и советами бывалых велосипедистов, так как нужно учесть все характеристики, особенно касающиеся заднего обода. Конечно, если вам нужно просто заменить несколько спиц, то просто измерьте точную длину старых и закажите новые.
Количество спиц
В горном велосипеде число варьируется от 28 до 32. Специалисты не рекомендуют ставить меньшее количество, так как нагрузка на них будет больше, и они могут выйти из строя. Большее количество утяжеляет вес байка, а очевидной выгоды в плане прочности не дает.
Относительно крепления большинство современных спиц оснащены J-образной головкой, которая продевается во фланцы втулки. Это современный и привычный всем стандарт. Существуют и прямые спицы, но пока они применяются только в спортивных моделях.
Как заменить спицы:
- Смазать каждую деталь и начинать вставлять их в колесо, согласно выбранной схеме расположения («три креста», «четыре креста» или радиальная спицовка). Нужно стараться соблюдать одинаковое начальное натяжение каждой – в два оборота.
- Подтянуть спицы на ниппелях, натягивая на каждом по одному обороту. Здесь легко переборщить, поэтому если в конце окружности вам сложно сделать один оборот, возвращайтесь назад и начинайте с половины оборота.
- Проверить восьмерку – выровнять обод, натягивая те или иные спицы на 1/4 или 1/8 оборота.
- По тому же принципу проверить обод на «эллипс».
В конце нужно удалить смазку спиц и подпилить концы, если они вышли за рамки пазов, чтобы не повредить камеру.
Помните, что если в процессе одна из спиц сломалась, то лучше начать переспицовку заново, так как это вполне может быть заводской брак или же неправильная последовательность вставления спиц в колесо. Будьте усидчивы и внимательны, ведь неправильная установка одной спицы повлечет за собой некорректную работу всего колеса.