Современные велосипеды оснащаются двумя типами механизмов переключения передач: внешним и внутренним. Они отличаются расположением деталей – снаружи или внутри задней втулки. В этой статье расскажем более подробно обо всех отличиях планетарной втулки от классического переключателя скоростей.
Изобретенные в конце 19 века планетарки были двухскоростными и применялись на мотоциклах. В европейских байках их стали применять только в начале 20 века, но по-настоящему популярными они стали только в 90-х, когда количество скоростей удалось увеличить до семи. Современные планетарные втулки могут переключать до 14 скоростей, такие механизмы производят бренды SRAM, Rohloff, Shimano.
Планетарная втулка считается более надежной и простой в использовании. У такой трансмиссии простая конструкция с меньшим количеством компонентов. Втулку легче регулировать и буквально невозможно повредить при авариях или падениях байка на бок. Это большой плюс для тех, кто любит экстремальное катание, например, фрирайд. Она также подходит для регулярной езды на большие расстояния, а так же тем, кто занимается велотуризмом. А если вы предпочитаете триал, планетарная втулка позволит переключать передачи, стоя на месте, в отличие от внешней системе, где передачи переключаются только в движении.
Переключение происходит напрямую, например, с первой скорости сразу на пятую, а значит, занимает, меньше времени. Особенно этот плюс ощущается на многоскоростных байках и во время езды в городе. Все детали скрыты внутри корпуса втулки – это надежная изоляция от пыли, влаги и грязи, что продлевает ресурс работы переключателя передач. Да и внешне она смотрится аккуратнее и «чище».
Дополнительные преимущества планетарных втулок:
- Планетарная втулка увеличивает срок службы цепи, которая в этом случае движется по прямой, без перекосов, поэтому ее износ минимален.
- В таком типе трансмиссии используются более широкие звездочки и цепь – все это увеличивает ресурс цепи. В целом планетарная втулка требует меньше затрат на обслуживание.
- Есть возможность установить полную защиту цепи от грязи, что невозможно при традиционном переключателе скоростей. Это актуально для тех, кто круглый год ездит на велосипеде на работу. Такая цепь способна прослужить в 4-6 раз дольше (срок эксплуатации, километраж).
Планетарка позволяет использовать внутренний механизм ножного тормоза (есть не во всех втулках). Это устройство работает в любую погоду, оно надежное, эффективное, понятное, и многим нравятся такие байки, на которых можно уверенно ездить в дождь и тормозить даже с «восьмеркой».
Недостатки планетарных втулок
Прежде всего, эффективность планетарной втулки в среднем на 8% ниже, чем у переключателей на звездах. В основном это потери на трение, спровоцированные шестеренками и подшипниками внутри механизма. Цепь также дает небольшую потерю эффективности, но она есть и в обычных переключателях. Отдайте предпочтение планетарной втулке, если среди ваших приоритетов – простота и надежность эксплуатации, а не производительность. Хотя, пожалуй, это важно исключительно при спортивном применении, когда важен каждый процент эффективности.
Тем, кто профессионально занимается даунхиллом, маунтинбайкингом, фрирайдом, стоит помнить, что установка планетарной втулки приводит к неравномерному распределению веса между колесами.
Если вы участвуете в соревнованиях, то планетарная втулка, возможно, будет тяжеловатой, так как она весит больше классического переключателя. Стоят они также дороже обычных. Но если учесть отсутствие необходимости часто менять звезды и цепь, в связи с их износом, то высокая стоимость планетарной втулки вполне оправдана.