Когда речь заходит о качестве велосипеда, большое внимание уделяется его накату. Этот параметр означает количество энергии, которую затрачивает велосипедист для преодоления определенного расстояния. Чем легче ехать, тем больше удовольствия от красоты окружающих пейзажей. Особенно этот фактор ценится теми, кто занимается велотуризмом.
Считается, что главный аспект, от которого зависит накат – это диаметр колес. Так, найнеры катят лучше, чем велосипед с 26- или 28-дюймовыми колесами. На деле все не так просто. Накат – понятие, не измеряющееся в каких-то определенных единицах, но его силу можно испытать на практике. Как же почувствовать накат, и на что обратить внимание, выбирая самый «накатистый» байк?
Как оценить накат велосипеда
Почувствовать и оценить накат определенного велосипеда можно, буквально проехав несколько сот метров. Если педали вращаются легко и вам не приходится прикладывать при езде много усилий, значит, велосипед «катит». Особенно отчетливо разницу между двумя байками можно заметить, если ехать, набирая скорость, в гору. При этом, когда вы прекращаете крутить педали на горизонтальной поверхности, байк еще долго катится по инерции. Езда на хорошо катящем байке дарит больше удовольствия, чем усталости, даже после того, как вы проехали 100 км.
Накат познается в сравнении
Вы можете месяцами ездить на байке, наслаждаясь его хорошим накатом, но, пересев, например, на брендовый велосипед, почувствуете еще больше комфорта от езды. При каких же условиях лучше всего чувствуется накат велосипеда:
- Чем больше велосипед соответствует антропометрии велосипедиста, тем легче почувствовать накат байка. Так, если руль слишком широкий, а седло установлено слишком низко, быстро разогнаться, долго и комфортно ехать не получить по определению.
- Изношенные системы существенно «скрадывают» накат, поэтому на новом байке ехать всегда легче и приятнее. Особенно на этот параметр влияет состояние втулок, от которых зависят затраты сил на движение. Бывает достаточно их перебрать и смазать, чтобы заметить разницу в накате.
- Накат также зависит от физической формы велосипедиста, именно поэтому ощущение легкости от езды часто бывает субъективным.
- Правильная посадка, уменьшающая сопротивляемость ветру, улучшает накат. На велогонках спортсмены часто складываются в так называемую, аэродинамическую позу, чтобы быстрее набрать скорость и меньше устать. Особенно это заметно на скорости около 30 км/ч. Например, с рулем более 560 мм и широко расставленными руками быстро ехать сложно. Для хорошего наката лучше, если опора тела будет не только на седло, но и на руль.
- Ощущение скорости может зависеть от длины рамы. Езда на велосипеде с короткой рамой кажется более быстрой, чем на аппарате с более длинной базой при одинаковой скорости.
- Почувствовать накат велосипеда лучше в безветренную погоду, ведь на этот показатель может существенно повлиять встречный ветер.
- Если оценивать накат во время езды вниз с холма, то лучше катить будет тот байк, на котором велосипедист с большим весом и с более тяжелым багажом. В этом случае не имеет значение ни диаметр колеса, ни тип покрышек.
«Измерять» накат велосипеда стоит только тогда, когда разновидность байка – а точнее его конструкция – соответствует условиям езды и дорожному покрытию, для которого он предназначен. Например, у шоссейника явно будет слабый накат на трассе для мотокросса, а двухподвес будет плохо катить по ровному асфальту. Амортизаторы вообще ухудшают накат при езде по ровному асфальту, и увеличивают его, если ехать по дороге с мелкими неровностями.