Велосипедный шлем – важнейшая часть экипировки ответственного велолюбителя. Езда без этого элемента в последние годы стала скорее экзотикой, чем нормой. Но при всей положительной динамике процесса шлем нужно правильно подобрать, чтобы обеспечить достаточный уровень безопасности и удобства. От падений не застрахованы даже профессионалы.
Велошлемы: зачем и какие
В настоящее время «велосипедная промышленность» предлагает четыре базовые вида:
- шлем-котелок – для даунхила, BMX, дерта и прочих видов экстремально-трюкового катания;
- кросс-кантри – универсальный вариант для пересеченки и шоссе;
- фулл-фэйс – для особо экстремальных заездов и спортивных состязаний;
- шоссейный – он же гоночный.
Шлем для кросс-кантри имеет несколько визуально различимых вариаций. Он является самым востребованным у любителей. Легкий, с достаточной вентилляцией, с козырьком. Он страхует от ослепляющих вспышек фар и палящего солнца, дождевых потоков и, конечно, грязевых частиц. Есть модели со съемным козырьком и пристегивающимся бампером для защиты челюсти. Внутренний поролон впитает пот, ремешок хорошо регулирует посадку.
Котелок – велошлем для экстрим-катания. Во время падений при прыжках особенно опасны травмы затылка и височной части – именно их шлем защищает в первую очередь. Он прочен, увесист, не особенно хорошо продувается. Мягкими прокладками и ремешком можно регулировать плотность прилегания, что особенно важно для безопасности. Фуллфейс больше востребован во фрирайде, байкер-кроссе и прочем скоростном спуске. Ведь в случае падения спортсмены получают серьезные увечья на высоких скоростях. При всей похожести на мотошлем, фуллфейс гораздо легче по весу и плотнее прилегает. Шоссейные и гоночные шлемы всегда легкие и отлично вентилируемые. Их форма точно просчитана и хорошо обтекается воздушными потоками.
Конструкция велошлема в общем и целом стандартна. Корпус производят из пеностирола или пенополипропилена. Он «вбирает» механику удара. Внешний слой распределяет ударную нагрузку по поверхности и отвечает за эстетику. Ремешки и накладки позволяют тонко регулировать прилегание, отверстия для вентиляции (есть и для волос).
Как часто нужно менять велошлем
Большинство профессионалов говорят о 3-5 годах в зависимости от модели. При активном катании на солнце и морозе полимерные материалы могут износиться быстрее, так что для активных райдеров лучше раз в 2-3 года. Но это если речь идет о целом шлеме, в котором не было падений. После удара в нем могут появиться трещины, и в следующих раз он не защитит голову.
Перед покупкой велошлем желательно померить. Хотя при достаточном опыте и доверии к определенной модели можно заказать в интернет-магазине. Также нельзя забывать, что при зимнем катании понадобится шапка. Детям не стоит брать шлем на вырост. Голова не растет так стремительно и безопасность превыше всего.
Надевать велошлем следует под прямым углом. Накладки обеспечивают прилегание, ремешки и застежки плотное удержание на голове. Козырек и прочие элементы не должны мешать свободному обзору. Главное – носить шлем нужно всегда, даже во время прогулочных неспешных покатушек. Дисциплина в этом аспекте спасла множество жизней.