Большинство современных байков – конечно, кроме дорожных синглспидов, предназначенных для езды по парку – имеют несколько скоростей. Начинающие райдеры, да и некоторые опытные велосипедисты весьма легкомысленно относятся к перекидыванию цепи между шестеренками, считая, что это не составляет особой науки. На самом деле, если вы неправильно переключаете скорости, это отражается не только на эффективности езды, но главное – ускоряет износ цепи. Как правильно переключать передачи на велосипеде, чтобы езда была комфортной, а жизнь байка – долгой и без поломок?
Особенно важно правильно переключать скорости на пересеченной местности. Только в этом случае у вас получится использовать ресурсы байка на полную мощность, затратив при этом минимум усилий.
Выбор правильной комбинации
Для того чтобы цепь, как и другие части трансмиссии служили максимально долго, крайне желательно, чтобы цепь не перекашивалась. Перекос получается тогда, когда вы выбираете большую переднюю и большую заднюю звезду. Рамки переднего переключателя и цепь должны располагаться максимально параллельно – это одно из главных правил переключения скоростей на велосипеде. Катаясь по ровной дороге, выбирайте сочетание большой передней звезды и с четвертой по восьмую – задних. Если вам нужно больше нагрузки, или местность стала слегка пересеченной, ваш выбор – средняя передняя и с третьей по шестую задние шестеренки. Подъем в гору будет максимально комфортным с малой передней и с первой по третью задними звездами. Во время езды вверх лучше переключать только между задними звездочками.
На самом деле, то, как выбрать нужную передачу на велосипеде, зависит от гораздо большего количества факторов, начиная от погодных условий, заканчивая давлением в шинах и, конечно же, уровня усталости велосипедиста. Но такой опыт приходит только со временем. Начинать покатушки лучше с низких передач, чтобы разогреть мышцы. Большие передачи и низкая скорость езды плохо влияют на суставы. Слишком высокая частота педалирования быстро вызовет усталость. Если переключатели перестают срабатывать или цепь перескакивает через звезды, это значит, что система требует настройки в исполнении специалиста.
Главные правила переключения скоростей на велосипеде:
- Чтобы не порвать цепь и не вывести из строя переключатели, меняйте скорость только во время движения.
- Переключайтесь последовательно, не стоит «перескакивать» сразу через несколько скоростей. Сначала дождитесь четкой работы предыдущей передачи.
- Если вам предстоит подъем в гору, переключитесь немного заранее, а не во время самого подъема. Смена скорости прямо на середине холма приведет к потере ритма вращения педалей, да и цепь в это время находится под серьезной нагрузкой.
- Это же правило переключения скорости на велосипеде действует и перед спуском. Катясь вниз на высокой скорости лучше следить за дорогой и контролировать тормоза.
- Любое изменение грунта – грязь, песок, сложный грунт, трава – нагружает цепь, переключать скорости в это время нельзя.
- Планируя сменить скорость, убедитесь в запасе скорости и во время переключения не педалируйте слишком интенсивно.
И последнее правило грамотного переключения передач на велосипеде – перекидывание цепи должно быть плавным, а сам процесс происходить без лишних звуков. Если вы слышите скрежет, стук, царапание металла, значит, пришло время обследовать всю систему и убедиться, что цепь не растянулась и не нуждается в замене. Четкость переключения скоростей будет зависеть от исправности механизмов, отсутствия загрязнений, правильной настройки всех механизмов. И если с этим все в порядке, то со временем, вы научитесь выбирать оптимальную скорость практически интуитивно, переключаться плавно и максимально быстро.