Городская инфраструктура, автомобилисты, и даже пешеходы все еще враждебно относятся к тем, кто предпочитает передвигаться на двух колесах. Первостепенной причиной такого положения вещей является отсутствие полноценных велодорожек. На дорогах общего пользования, как правило, большое количество машин с агрессивными водителями, и большинство велосипедистов, исключая разве что самых опытных или колонны спортсменов, опасаются кататься по обочинам. Вместо этого они выбирают людные тротуары, где нередко развивают высокие скорости, что естественно раздражает пешеходов.
Как показывает практика, далеко не всегда достаточное количество велодорожек ведет к возрастанию культуры езды на велосипеде и взаимопониманию с остальными участниками движения. Равноправие и взаимное уважение на дороге – это миф или реальность? И что может сделать один велосипедист для того, чтобы эта «вселенская гармония» наступила как можно быстрее?
Больше инфраструктуры – выше культура
Конечно, для того, чтобы на улицах городов появилось больше велосипедистов, и чтобы они могли свободно перемещаться по городу, нужна логистически грамотно продуманная система велодорожек, свободная как от автомобилей, так и от пешеходов, которую зимой к тому же нужно хорошо чистить. Нужна также сеть удобных точек проката и велопарковок, а также продуманная интеграция велосипедного и общественного транспорта, чтобы велосипедист смог провозить свой байк, не мешая другим пассажирам. Все это находится в ведении городских властей, а что может сделать отдельный велосипедист для повышения культуры езды на велосипеде?
Отстутсвие инфраструктуры не должно становиться причиной низкой культуры езды на велосипеде – считают эксперты. Если сами велосипедисты будут соблюдать несколько правил:
- Знать правила дорожного движения, права и обязанности велосипедистов.
- Передвигаться исключительно по правой стороне проезжей части.
- Подчиняться сигналам светофора, соблюдать требования дорожных знаков и скоростной режим.
- Не поворачивать налево, перемещаясь во второй ряд.
- Пересекать пешеходный переход только пешком, не вылетая под колеса машин.
- Показывать предстоящие маневры жестами рук (повороты, торможение).
- При вынужденном перемещении по тротуару – не разгоняться, не отвлекаться, следить за маневрами пешеходов.
- Обязательно оборудовать байк передним фонарем и задними габаритными огнями.
- С уважением относиться к другим участникам движения.
- Используйте защитный шлем, не сужающий угол обозрения.
- Знайте и отстаивайте свои права.
Пожалуй, в нашей стране велосипед еще не представляется в сознании горожан как полноценное средство передвижения – большинство склонно считать езду на велосипеде развлечением или способом улучшить физическую форму. Но все же, сторонников велодвижения с каждым годом становится все больше, и хочется надеяться, что общими усилиями наше общество станет достаточно зрелым, чтобы воспринимать велосипедный транспорт как достойную альтернативу автомобильному.