Покупка нового велосипеда и активные покатушки радуют довольно долгий период. Но однажды наступает некий момент, когда стаж катания несколько притупляет эмоции от самого процесса. В этот период появляется так называемый «зуд апгрейда», когда хочется что-то поменять в своем байке и вообще в ощущениях. Желание это с одной стороны похвальное, ведь двигаться вперед всегда на пользу, но с другой – существует риск заболеть велосипедным фетишизмом и начать тратить на свой агрегат баснословные суммы. Одним словом, апгрейд велосипеда, особенно если речь идет о бюджетной модели для любительских покатушек, не всегда бывает хорошей идеей в смысле баланса семейного бюджета. Но все-таки меняться хочется, и если подойти к делу с умом, то апгрейд байка вполне впишется в разумные рамки, принеся новые ощущения владельцу.
Улучшение велосипеда: трезвая оценка
Для начала следует трезво оценить исходное состояние техники, ведь апгрейд байка, которому уже лет десять от роду, не имеет смысла. То же самое каcается и «сверхбюджетных» велосипедов, изначально предназначенных для нечастых прогулок без малейших скоростных амбиций. На такие байки подчас даже технически нельзя установить новые дисковые тормоза или современную вилку, так зачем затевать заранее проигрышное мероприятие. В таком случае разумнее кататься до поры до времени на том, что есть в наличии, и откладывать деньги на приобретение современного аппарата. Если же байк по изначальным параметрам вполне подходит для «модернизации», то рекомендуем обратить внимание на следующие параметры:
1. Стиль катания
Чтобы апгрейд велосипеда имел перспективу, следует определиться с одним простым фактом – подходит ли он по стилю к вашим нуждам? Например, шоссейник по своей природе не подходит для покатушек по пересеченной местности, как его не приспосабливай. Та же ситуация и в случае апгрейда горного велосипеда, который все равно не будет комфортно катить по асфальту на дальние расстояния. Модернизировать можно и нужно только тот байк, который изначально удовлетворяет потребности владельца.
2. Рама
Если с первым пунктом разобрались, то следующий по важности – рама. Когда «исходный материал» близок к спортивным характеристикам и его действительно имеет смысл проапргрейдить, то почему бы не подумать о карбоновой раме? Да, это серьезная инвестиция в финансовом смысле, но если бюджет позволяет, то ее покупка вызовет целую бурю новых ощущений, начиная с веса и продвинутого вида байка, заканчивая ревнивыми взглядами соратников по велотусовке. Однако рама всегда остается лишь рамой – соединенными между собой трубками каркаса. То есть если устроить, например, апгрейд горного велосипеда бюджетного класса, не поменяв при этом механику, амортизаторы и тому подобное, то эффект будет минимальным. Другими словами, покупка хорошей рамы ведет к целому комплексу мероприятий по модернизации. Если этого в планах нет, хоть бы и по финансовым причинам, то и разоряться на «рамные вложения» не очень разумно.
3. Вилка
Этот пункт особенно волнует владельцев бюджетных горных велосипедов. В подобных моделях действительно со временем разумнее поменять «дефолтную» вилку на более продвинутую. При этом покупать ее нужно только в проверенных местах, не забредая в целях экономии в «местечковые» лавки велотоваров. К слову, встречается и даунгрейд горного велосипеда, когда установленный на заводе узел заменяют на жесткую вилку, чтобы выиграть в весе, но это относится к разряду рискованных предприятий.
4. Колеса
Главная причина для апгрейда колес велосипеда заключается, конечно же, в их износе. Менять новые колеса на более дорогие не очень разумно, хотя если «перескочить» через класс, можно выиграть в весе пару килограмм. Но в перспективе эта затея, несомненно, нужная, ведь более жесткие и легкие колеса приносят совсем другие ощущения от покатушек, особенно в подъемах. Чтобы полностью раскрыть потенциал такого апгрейда нужно иметь определенный опыт, новичкам можно пока подождать.
5. Покрышки
Этот пункт самостоятельного апгрейда велосипеда наиболее однозначный. Если профиль не подходит к условиям или стилю катания, то покрышки можно и нужно менять. Да, хорошие шины не могут стоить «три копейки» и придется потратиться, но зато эмоции от покатушек заиграют новыми красками.
6. Тормоза
Экспериментировать с тормозами по определению нельзя. Если вас действительно не устраивает качество оборудования, предустановленного производителем, то покупка новых тормозов должна быть продуманной по максимуму. Пожалуй, этот пункт велоапгрейда лучше предоставить профессиональному механику, и не пытаться самостоятельно укорачивать гидролинии или колдовать с креплениями CenterLock. Если ваша езда вышла за рамки веселых ненапряжных покатушек, то менять тормоза (а то и сам байк) рано или поздно придется.
7. Трансмиссия
В бюджетных моделях у начинающих велосипедистов нередко случаются проблемы с переключением передач. Большая часть из них пропадает с обретением необходимого опыта и знаний, да и тонкая настройка не помешает. Со временем все-таки может появиться потребность в замене стандартного переключателя или манеток на оборудование классом повыше, но этот процесс не из дешевых.
8. Палки, седло и педали
Замена руля, выноса или подседела относится к не самым оправданным видам велосипедного апгрейда. Реального облегчения конструкции в этом случае не происходит, во всяком случае, это не стоит затраченных денег. Данный апгрейд может быть разумен на более дорогих байках, но переходить нужно сразу на карбон. Седло – тоже весьма дискуссионный пункт, ведь понять потребности организма можно только после приобретения опыта и опробования других типов и разновидностей седел, но при постоянном дискомфорте однажды придется решиться на этот шаг. С педалями та же история – начинающим велобайкерам лучше вволю накататься с дефолтными и переходить на контактные только в случае реальной потребности. Хотя это, несомненно, добавит впечатлений при покатушках по пересеченке.
В качестве резюме хочется повторить основную мысль: всерьез заморачиваться апгрейдом недорого велосипеда едва ли стоит. Да, поменять детали, реально влияющие на удобство, можно, но итоговый результат должен быть ощутим и приносить не только «теоретическое» удовольствие. Главный велосипедный апгрейд – совершенствование собственных навыков катания!