Многие велосипедисты сразу же при покупке байка осознают необходимость в крыльях. Особенно если это событие происходит осенью или зимой. И дело не столько в брызгах воды или грязного мокрого снега, пачкающих одежду. С этим как-то можно мириться. А вот увесистые комья грязи, летящие прямо в лицо из-под переднего колеса – проблема куда серьёзнее. Да и на работе в таком виде появляться как-то не с руки. Вид, как будто только что плескался в ближайшей луже. Но не отказываться же от велосипеда.
Решением проблемы может стать покупка крыльев от малоизвестного производителя стоимостью порядка 300 рублей за пару.
Но, скажем честно, вариант не из лучших. По большому счёту, их главное преимущество – дешевизна. Оно же единственное.
Крылья крепятся до неприличного просто. С одной стороны, это хорошо – легко одеваются и легко снимаются. Правда, отвёрткой поработать придётся. Заднее крыло крепится на подседельный штырь.
Но, если затянуть слишком сильно, может лопнуть крепление. Слишком слабо – крыло будет болтаться в стороны, поскольку подседельник гладкий и круглый. А ещё это крыло не подходит для тонких подседельников, т.к. внутренний диаметр крепления достаточно большой. Исправить оба недостатка можно, нужно лишь накрутить на подседельник ленту. Изолента также подойдёт. Лучше использовать из сырой резины. Она держит лучше. Но такая намотка не даст возможности при необходимости быстро изменить высоту седла. Так что, придётся выбирать между чистой спиной и комфортной регулировкой седла.
Стоит сказать, что защищают такие крылья весьма условно.
Если посмотреть на крыло , можно увидеть, что оно заужено к краю. К тому же при движении раскачивается в стороны, из-за чего защита от грязи практически не работает. Единственное, от чего эти крылья способны защитить – особо крупные куски грязи. Но вряд ли это способно спасти ситуацию. Еще недостаток такого крыла – оно абсолютно не защищает передний переключатель и систему. Были ситуации, когда на них налипала обледеневшая жижа. В общем, не лучший вариант.
В это комплекте переднее крыло крепится на гариллу вилки.
Оно неплохо защищает. Например, кусков грязи, летящих в лицо уже нет. Но нижняя часть туловища покрывается брызгами основательно. Причина в том, что крыло короткое и сужевается внизу. Вот так оно выглядит на колесе.
Через две недели катания по городу металлический держатель пришёл в полную негодность. Уголок с отверстиями, имеющийся в нём, попросту сломался пополам. Судя по всему, он просто не выдержав веса самого крыла, а также продольной раскачки. Пришлось заменить деталь на аналогичную, только из более прочной стали. Она благополучно доработала до смены крыла. Модернизации крепления способствовала и устранению елозенья в стороны. После чего штаны забрызгивались равномерно с обоих сторон :)
Следующими были крылья, похожие на те, которые часто ставят на шоссейные велосипеды.
Они имеют большую длину и, судя по всему, должны были бы обеспечивать надёжную защиту. Во всяком случая, в магазине, впечатление сложилось именно такое. Но результат надежд не оправдал. Стоимость комплекта тоже порядка 300 рублей. Изготовлены из весьма прочного пластика, но более тонкого, чем в предыдущих крыльях.
Переднее крыло крепится на гариллу вилки болтом. Чтобы закрепить, придётся поработать отвёрткой.
Внешне все прекрасно, но при детальном рассмотрении обнаруживается баг: дуга крыла достаточно далеко отходит от колеса. Казалось бы, если его приблизить, то защита станет немного лучше. При этом крыло будет хлопать по колесу на всех кочках и ухабах. К тому же, крылья весьма узкие, поэтому при быстром проезде через лужи и на поворотах защиты практически нет.
Ещё интересней обстоит дело с задним крылом. Для его закрепления нужно снять заднее колесо и прикрутить крыло к распорке между перьями болтом. Владельцы некоторых моделей велосипедов при этом обнаружат, что закрепить его просто не к чему. Зато крыло неплохо защищает систему и передний переключатель от брызг с колеса на возврате.
Долгая и неудобная установка (и, соответственно, съём) – не все проблемы этого комплекта. Хотя крыло крепится на подседельную трубу рамы с помощью хомута и дополнительно закреплено между перьями, оно очень разбалансировано. Практически вся его масса находится в верхней части. Несмотря на неплохую поперечную жесткостью (на порядок выше у предыдущей модели), его все равно раскачивает в стороны. С учётом узкой формы это дает весьма слабую защиту от грязи и брызг. Залихватский угол крыла сводит на нет его эффективность, а из-за разбалансированности крыло иногда соскакивает с подседельной трубы и наклоняется в сторону. То есть, единственным плюсом можно считать защиту переднего переключателя и кареточного узла.
Почти потеряв надежду найти хорошие крылья и направив взгляд в сторону широких карбоновых я неожиданно увидел в "Спортмастере" крылья моей мечты. В первую очередь двоеверие внушило наличие логотипа производителя. Цена стала ещё одним «за». В итоге крылья были куплены. Цена недетская – 1300 рублей, но надежды ещё выше. К тому же, они продавались по одному, что тоже можно отнести к плюсам.
Крылья довольно массивные, по весу не уступают двум предыдущим вариантам. Судя по всему, на вес существенно повлиял мягкий материал, похожий на резину. Из него изготовлено продолжение крыльев на концах. Эта деталь отлично способствует прочности.
Места склейки обработаны отлично, видно что работа не кустарная, а, как минимуму, изготовлено в цеху у станка, ну или на чем делают эти штуки при массовом производстве на заводе. В целом, два разных материала подогнаны идеально. Выглядит прочно, есть надежда что не начнет разваливаться, но практика покажет.
Способ крепления переднего крыла весьма интересный и лучший по сравнению с предыдущими вариантами. Снизу внутрь рулевого стакана вставляется распорка, и уже к ней болтом прикрепляется держатель. В тоже время распорка закрепляется так, что очень надёжно держится в трубе. При этом крыло располагается выше гариллы вилки и крепится практически к ее короне.
Крыло вставляется на "салазках" до щелчка. Он означает фиксацию держателем. Также на крыле находятся направляющие для салазок и весьма ненадёжная конструкция фиксатора. Но весь узел спроектирован съемным, что в случае поломки позволит заменить деталь на аналогичную из другого металла.
Чтобы снять крыло, нужно лишь нажать на оранжевую кнопку. То есть, процесс занимает порядка секунды и требует использование только одного инструмента – рук. Кнопка находится в удобном месте и дотянуться до неё не составляет труда. В то же время нажатие также исключено.
Крыло прекрасно защищает от воды и грязи, не говоря уже о камушках и кусках. Широкое в целом, оно дополнительно расширяется книзу, при этом создавая дополнительную защиту. Даже довольно высокое по отношению к колесу расположение не влияет на эффективность и качество защиты.
Но есть и недостатки: поскрипывание и небольшой (ограниченный несколькими градусами) люфт в стороны. Эти проблемы легко удалось устранить при помощи ленты из сырой резины, наклеенной в внизу короны вилки по бокам от держателя. Благодаря мягкости и эластичности материала нижней части крыла зацепы бордюров и прочих препятствий остаются практически незаметными во время катания и не сказываются на состоянии крыла. Помимо этого, для особо требовательных к чистоте велолюбителей предусмотрена возможность добавить на нижнюю часть крыла дополнительный "брызговик". Поскольку крыло выходит за пределы колеса, "брызговик" не будет об него тереться. Благодаря расширенной нижней части крыло отлично защищает от грязи при езде через лужи и на поворотах.
Заднее крыло имеет довольно интересный способ крепления.
Вытягивающийся ремешок даёт возможность закрепить крыло на подседельнике, причём любой толщины, в том числе на подседельной трубе рамы. С внутренней стороны ремешок отделан резиновой сеткой, чтоб не допускает проскальзывания, а пластиковая часть оснащена специальной резиновой прокладкой. Много времени может занять подгон длины ремешка. Хотя в целом механизм достаточно просто, но без определенной сноровки и не имея опыта, повозиться придётся. Когда оптимальная длина подобрана, нужен лишь легкий щелчок крышки, чтобы прочно усадить крыло на подседельнике. Прилагаются дополнительно два маленьких шурупчика, которые можно завернуть в фиксатор. Они не позволят ворам снять крыло так же легко, как вы закрепили, и унести с собой.
Но в этом случае обнаружилась небольшая, но противная ложка дегтя. На довольно гладком никелированном подседельнике велосипеда, крыло немного елозит в стороны, сползая, в моём случе, почему-то направо. Владельцы байков с матированным черным подседельником, скорее всего, с этой проблемой не столкнутся. Первую проблему удалось решить с помощью уже упомянутой ленты из сырой резины. (Оказывается, невероятно полезная и практичная штука!). С второй помог разобраться примерный расчет угла, на который крыло сдвинется направо. Понадобилось лишь выставить его с учетом данного угла, после чего оно выровнялось и больше не капризничало.
Как показано на фото, крыло накрывает большую часть колеса. При этом его задняя часть существенно расширяется, и даже небольшая раскачка в стороны, допускаемая весьма серьезной поперечной жесткостью крыла, не даёт колесу забрызгивать одежду грязью. Безусловно, речь идёт не о 100% защите (если таковая вообще возможна), но в целом результат оказался выше всех ожиданий.
Благодаря шарнирам на болтах заднее крыло имеет достаточно широкий диапазон настройки угла, а также высоты относительно колеса. Это даёт возможность как опустить его практически к самому колесу для максимальной защиты при езде по шоссе, так и поднять высоко вверх, чтоб защититься от крупных комьев грязи при катании дирти-офф-роад. Высота и угол регулируются с помощью трёх болтов под шестигранный ключ. Болты отлично фиксируют крыло, не позволяя ему менять установленный угол.
Ещё один плюс данного комплекта – оригинальная защита переднего переключателя и системы. Она представляет собой своеобразное нижнее мини-крыло под шарнирами.
Деталь выполнена из такого же мягкого материала, как и края обоих крыльев. Угол защиты регулируется отдельно и позволяет опускать её вплотную к колесу или поднимать выше. Практически все брызги с колеса, срамящиеся на подседельную раму, систему и переключатель, легко блокируются этим нехитрым мини-крылом.
Вывод: это практически идеальные крылья с множеством достоинств и малозаметными, легко исправляемыми недостатками. Может быть в процессе эксплуатации «дёготь» ещё проявится – что-то расклеится, отвалится или поломается, но сейчас всё супер. Грязи нет, а вода не страшна :)