Каждый велолюбитель при посадке на свой байк хочет достичь определенной цели - например, комфорта при катании в парке, возможности путешествовать на дальние расстояния, или победы в состязаниях. Также правильная посадка важна для сохранения здоровья коленей и позвоночника. Существует несколько базовых параметров, которые нужно знать начинающему велолюбителю, чтобы сидеть на своем байке по всем правилам: правильно отрегулированные высота и удаленность руля, высота и наклон седла.
Разновидности правильной посадки на велосипеде
Прогулочная посадка. При таком виде передвижения на байке седло должно располагаться выраженно ниже уровня руля. Это позволяет не нагружать мышцы рук, шейного отдела и спины. Прогулочная посадка позволяет наслаждаться ландшафтами, осматривать достопримечательности и т.п. Однако подобное положение тела не предназначено для поездок на длинные дистанции или для высокой скорости езды, поскольку ноги при таком соотношении положений руля и седла быстро устают, да и любые неровности дороги будут «отдавать» в прямую спину.
Гоночная посадка. Предполагает установку седла байка на уровень выше руля, чтобы добиться горизонтального положения спины по отношению к дорожному покрытию. Мышцы ног в таком положении тела могут работать на все 100% как в режиме выносливости, так и в скоростном. Чтобы в гоночной (спортивной) посадке не чувствовать дискомфорта, необходимо иметь тренированную мышечную систему и гибкую спину. Такой способ езды чаще всего используют велолюбители, катающиеся на шоссейных байках, но ее можно применять и на других типах велосипедов.
Туристическая посадка. Считается чем-то средним между гоночной и прогулочной, и распространена в среде любителей велоспорта в наибольшей степени. Она позволяет добиться такого положения тела, при котором ноги не устают долгое время, а положение спины и шеи позволяет комфортно обозревать окрестности. Посадка по всем правилам подразумевает угол наклона 45°, что достигается установкой руля и седла примерно на одной линии. Но здесь нужен определенный опыт для распределения веса тела таким образом, чтобы основная нагрузка была на «пятой точке», и руки с шеей быстро не уставали.
Техника езды на велосипеде
Этот раздел велознаний для начинающего наиболее интересен, но требует в первую очередь практики, а не теории. Многое зависит от типа велосипеда и основного стиля катания, поэтому не будем перегружать вас лишней информацией. Первым шагом на пути освоения техники является, конечно же, правильная подгонка байка под свою антропометрию, настройка и привыкание. Вы должны почувствовать на практике как себя ведет велосипед, как реагируют тормоза, переключаются скорости и насколько четко отзывается руль.
Если вы освоили базовую технику езды на велосипеде, а скоростные и тренировочные рекорды еще впереди, рассмотрим основные параметры, повышающие эффективность езды и сохраняющие ваше здоровье. Прежде всего, это каденс или частота вращения топталок. Это тот базовый параметр, используя который вы можете варьировать скорость, нагрузку и приемы катания. Существуют определенные «нормы» каденса, но специалисты рекомендуют выбрать или «поймать» для себя оптимальный, ориентируясь на 10 поездок подряд примерно на одинаковые расстояния. Важно, чтобы каденс был стабильным, желательно педалировать с одинаковой частотой, как на спусках, так и поднимаясь в гору (меняя скорости). Старайтесь нагружать мышцы ног во всех позиция педалей, а не только тогда, когда толкаете их. Специалисты не рекомендуют использовать контактные педали, пока вы не нашли оптимальную для себя технику езды.
И еще несколько советов, помогающих придерживаться правильной техники езды. Помните о переключении скоростей и грамотно используйте это преимущество своего байка. Важно научиться правильно тормозить: заранее прекратить вращение педалей и мягко нажимать на тормоза, снижая скорость (исключения – непредвиденные ситуации или препятствия). Кстати, о препятствиях: их можно не только объезжать, но и преодолевать, используя амортизаторы. Умение правильно группироваться поможет вам при возможных падениях. Следите за уровнем дегидратации и состоянием организма в целом (при сильных болевых ощущениях лучше спешиться), тщательно следите за ситуацией на дороге и осознанно вырабатывайте свою правильную технику езды на велосипеде!