Собственно "двухподвес" - это горный велосипед с амортизацией переднего и заднего колес. Много уже понаписано про заднюю подвеску на горных велосипедах, про ее необходимость, дороговизну и тому подобные вещи. Попробуем систематизировать эти знания, по состоянию на весну 2017 года.
Прежде всего зачем нужна подвеска - она очень полезна на сравнительно мелких неровностях дороги, например камнях, ямах, корнях деревьев и тому подобном. Она мало помогает на больших неровностях или прыжках, там гораздо важнее и эффективнее амортизировать руками и ногами. Так что если вы думаете кататься в свое удовольствие по сравнительно ровным тропинкам или дорогам, то, возможно, будет выгоднее купить хардтейл с более хорошим оборудованием и меньшим весом.
О стоимости
Цены... Цены после начала кризиса как выросли, так и остаются не заоблачных высотах. Хорошие двухподвесы сейчас (февраль 2017 года) обходятся минимум в 60-70 тысяч рублей. На таких велосипедах будет более-менее неплохо продуманная конструкция подвески, амортизатор и передняя вилка известных брендов и уже неплохого качества, ну и, конечно, вся остальная навеска приемлемого уровня. За 25-35 тысяч можно купить неплохой велосипед, но с простейшей подвеской, весьма высоким весом и не слишком хорошей надежностью. Он будет требовать значительного количества ремонта и апгрейда, при этом как его не улучшай, все равно результат будет так себе. Ну и модели дешевле 25 тысяч рублей - они нужны тем, кто хочет велосипед с задней подвеской не смотря ни на что. Их дело.
Если денег у вас явно не хватает - смело покупайте хардтейл, совершенствуйте технику катания и... и может быть подвес вам и не захочется!
Стоимость обслуживания будет не слишком высокой, первые несколько тысяч километров пробега велосипед вообще не потребует дополнительного ухода, по сравнению с хардтейлом. Дальше возможны варианты, в первую очередь ощутимых денег (2-3 тысячи рублей) стоит переборка амортизатора, еще дороже замена подшипников в подвеске, но она понадобится только через несколько сезонов. Разумеется, все это актуально для некоего усредненного режима эксплуатации, без фанатизма. Также придется потратиться на насос высокого давления, он чуть дороже обычных насосов для колес.
Выбор модели по параметрам
Основной характеристикой задней подвески является величина, на которую она может сжиматься, свободный ход. Свободный ход у подвески может быть самый разный, от 0 до 300 миллиметров. Тут все зависит от предназначения велосипеда, при этом не стоит гнаться за как можно большим значением хода. Наоборот, стоит тщательно взвесить свои потребности, поскольку велосипеды с избыточным ходом как правило имеют еще и избыточную прочность(то есть и вес тоже), а также менее удобную для езды вверх геометрию. Кроме того очень важно качество работы подвески, и величина свободного хода это только один из показателей.
Конкретные значения свободного хода... Есть примерное деление, но оно именно "примерное", возможны варианты. Для кросс-кантри, туризма и "просто покататься" наиболее приемлемы значения 80-100мм, если хотите большего комфорта, то можно смотреть и модели со 120-130мм. От 100 до 130-140 идут модели, явно предназначенные для преимущественной езды по плохим дорогам и бездорожью, они уже не очень подходят для асфальта и избыточны для хороших полевых или лесных дорог. 130-160мм - хороши для гор (то есть когда вверх вы едете на подъемнике), подразумевают возможность быстро и не слишком аккуратно ехать вниз и по всем возможным неровностям. Свыше 160 - модели для фрирайда и скоростного спуска, вверх на них ездить невозможно (ну... почти невозможно) и нужны они только если вам очень хочется попрыгать или посъезжать с гор.
Некоторые неочевидные моменты
При выборе стоит обратить внимание на некоторые моменты. Если вы планируете использовать подвес как единственный велосипед "для всего" - очень не помешает блокировка подвески. Она позволит получше себя чувствовать на асфальтовых участках трассы. Амортизаторы на современных велосипедах почти всегда воздушные, так что тут выбор прост. Если есть регулировка сжатия (compression) или настройка работы платформы - очень хорошо, она даже важнее полной блокировки.
Важное значение для успешного использования двухподвесов имеют контактные педали. Они весьма эффективно позволяют бороться с основным недостатком задней подвески - раскачкой при педалировании, которая впустую тратит ваши силы. Когда вы начинаете давить на педаль вниз - подвеска немного проседает, а когда проходите мертвую точку - скорее всего не давите на педали вообще, по крайней мере если у вас не контактные педали. А если стараться непрерывно вращать педаль по окружности, то есть попеременно давить вниз, тянуть назад, тянуть вверх и толкать вперед - то тяга получается более ровная, это и раскачку снижает и на скользких покрытиях помогает. Вот в этом видео наглядно показано что нужно делать:
https://www.youtube.com/watch?v=xYVykIyZ5t8
Если вы уже рассматривали покупку подвеса и занимались выбором, то наверное встречались с описанием разных конструкций подвески, с модными словами VPP, Maestro, FSR. Но в этой статье мы не будем уделять описанию видов подвески большого внимания. Причина тут простая - на сегодняшний день производители используют самые разные конструкции, однако никому пока не удалось достичь явного преимущества перед другими. Следовательно, любая конструкция имеет свои плюсы и минусы, которые, к тому же, могут сильно меняться в зависимости от модели велосипеда, даже если принципиально конструкция такая же, как и у другого производителя. Да, есть, вроде как, очевидные моменты, но они начинают играть решающую роль лишь в случае профессионального использования или при решении очень узких задач. Постараемся раскрыть эту тему в будущих публикациях, хорошее, на наш взгляд, описание есть вот здесь:
http://mtb.dn.ua/tech-zone/51-vdvuh
Если же вас не покидает желание докопаться до истины, разобраться как и что работает, то рекомендуем скачать программу Linkage, правда она платная и на английском языке...
http://www.bikechecker.com/
В ней можно просчитать множество параметров, фактически это профессиональный инструмент для разработки задней подвески велосипеда.
Некоторую полезную информацию можно найти в нашей старой публикации, хотя в чем то она, конечно, устарела,
http://forum.velosklad.ru/viewtopic.php?t=2656
Статья эта, разумеется, не полная, но мы готовы ответить на ваши вопросы, спрашивайте все что интересно. И, конечно, приветствуем вас в нашей группе во Вконтакте,
https://vk.com/velocklad