Занятия велоспортом в нашей стране сопряжены с естественными климатическими ограничениями. Как бы ни хотелось кататься круглогодично, заряжаясь бодростью и здоровьем, но с приходом зимних холодов покатушки становятся слишком экстремальным занятием. Если вы не умеете педалировать в валенках, держать равновесие на льду и форсировать снеговые кучи на обочинах, то придется прятать байк на зимнее хранение. Специалисты ВелоСклада рады поделиться своими знаниями по этому важному вопросу и развеять некоторые расхожие заблуждения, чтобы избежать неприятностей в начале следующего велосезона.
Зимняя спячка для велосипеда
Подготовка к зимовке доступна каждому владельцу байка, главное отнестись к процессу с разумной ответственностью и не пренебрегать правилами, которые сформулированы не одним поколением российских велолюбителей. Легкомысленное «запихивание» велосипеда на балкон до весны с надеждой на авось чревато неприятностями с вероятностью, близкой к 100%. Итак, разберемся с тем, где лучше хранить байк зимой, по пунктам.
Мойка. Этот этап понятен каждому велолюбителю без лишней детализации, но всё же остановимся на некоторых моментах. Байк желательно вымыть с использованием моющих средств до состояния абсолютной чистоты, удалив малейшие следы смазки. Натяжитель цепи, саму цепь и звезды хорошо отмывает ацетон, уайт-спирит или керосин. Опытные велолюбители используют своеобразный лайфхак, наливая растворитель в емкость с пульверизатором, из которой удобно смачивать узлы байка или тряпку при мойке.
Техосмотр. Данный этап желательно не откладывать до начала сезона, поскольку мелкие недостатки и поломки могут забыться. Всё, что сломалось, скрипит и шатается, нужно менять, кстати, и цены на комплектующие в веломагазинах в этот период бывают с приятными скидками.
Смазка. По неписаным правилам велосипед требует полной смазки один раз в год как минимум. Подготовка байка к зиме отлично подходит для такого мероприятия. Всё, что может быть смазано, должно быть смазано, включая цепь, тросики переключателей и тормозов, а также (если байк будет зимовать в холодном помещении) хромированные детали и саму раму.
Снятие натяжения и давления. Если у байка есть карбоновые детали, нужно снизить давление на них, а также ослабить крепления выноса руля и подседельного штыря. То же самое касается всех пружин и тросов, цепь можно или совсем снять, или ослабить переключением на низкие позиции звездочек. Также необходимо понизить давление в камерах до половины от условной нормы. Полностью спускать воздух из колес при подготовке велосипеда к зиме не рекомендуется. Если байк будет стоять (или висеть) в неотапливаемом помещении, желательно также дополнительно смазать глицерином покрышки, иначе они могут потрескаться под воздействием могучего русского мороза.
Электропитание. Все элементы, относящиеся к этой категории, включая велокомпьютер, снимаемые фонари, навигатор и т.п., необходимо снять и хранить в сухом отапливаемом месте. Со стационарных приборов освещения необходимо в обязательном порядке вытащить батареи, поскольку под воздействием низких температур они придут в негодность и даже могут потечь едким электролитом.
Хорошие и плохие места для хранения велосипеда
Большинство начинающих велолюбителей при выборе места для зимней спячки для байка учитывают только температуру, тогда как на практике «факторов риска» гораздо больше. Кроме холода, на велосипед воздействуют влажность и конденсат, скачки температуры, провоцирующие микротрещины, прямые лучи солнца, разрушающие пластмассы и полимеры, а также обесцвечивающие окрашенные поверхности.
Самой плохой идеей будет хранение байка на незастекленном балконе – выставить туда двухколесного друга – всё равно, что оставить на улице. Здесь все вышеперечисленные факторы влияния среды будут воздействовать комплексно и беспощадно. Чтобы минимизировать негатив, если другой возможности для хранения не имеется, следует приобрести водонепроницаемый чехол для байка. У таких чехлов обычно есть специальные ручки, за которые можно велосипед подвесить для экономии места.
Хранение байка в гараже является более предпочтительным вариантом, но и здесь существуют тонкости, например, не следует опускать его ниже уровня пола в подвал или смотровую яму. Здесь уровень сырости гораздо выше, и даже подготовленный по всем правилам велосипед может не пережить зиму. Лучше смастерить или приобрести деревянную вешалку для байка, на которой можно разместить двухколесного друга, подвесив его за раму, и ни в коем случае не за руль или колеса.
Отличным местом для зимнего хранения является остекленный балкон, где довольно щадящий температурный режим. Но следует обязательно укрыть велосипед от воздействия ультрафиолета и влаги от сушащегося белья. Ну а самым идеальным выходом будет хранение велосипеда в квартире. Да, велосипед занимает много места, и это проблема, но её можно решить при разумном подходе. Кроме уже описанного подвешивания, которое, по правде говоря, не очень эстетично в современном интерьере, можно хранить байк под кроватью (несколькими кроватями и шкафами) в разобранном виде.
Профессионалы велоспорта имеют в своих жилищах специальные шкафы, оборудованные как мини-мастерская, но это довольно затратная идея для рядового велолюбителя. В крупных российских городах есть услуга хранения велосипеда в теплом боксе, которую обычно предоставляют веломагазины. Какой из способов «зимней спячки» вы бы ни выбрали, главное помнить, что небрежное отношение к байку чревато покупкой нового или дорогим и хлопотным ремонтом.