Гонка Тур де Франс в мировом велоспорте имеет по-настоящему культовый статус, сравнимый с финалом NBA, скачками The Grand National, Формулой-1 или даже Чемпионатом мира по футболу. Самое престижное велособытие собирает у экранов сотни миллионов телезрителей на всех континентах. Роль Большой петли в популяризации велоспорта переоценить невозможно – каждый год сотни и тысячи людей садятся на любительские и спортивные байки под впечатлением от спортивных достижений гонщиков и азарта борьбы. Каждый из 21-го этапа тура имеет свою драматургию, генеральная классификация и отдельные номинации – своих героев.
Как и всякое масштабное событие, Тур де Франс имеет неисчислимое количество смысловых пластов, тонких моментов и спорных эпизодов. Российские любители велоспорта знакомы с Большой петлей, в первую очередь, через телекомментарий Сергея Курдюкова. Этот неподражаемый спортивный журналист «посадил» на велосипеды великое множество наших соотечественников и научил любителей терминам вроде «геометрия рамы», «грегори», «бонификация», «аэродинамическая тень», «группетто» и т.п. Если вы разобрались в том, что происходит в пелотоне, кто и зачем поехал в отрыв, можете оценить шансы гонщика в «разделке» по одной антропометрии и знаете всех в первой десятке генеральной классификации – вы настоящий велолюбитель. Пожалуй, не существует такого второго быстрого и безотказного способа влюбиться в велоспорт, как Тур де Франс.
Интересные факты о Большой петле
Тур де Франс приносит немалую выгоду как организаторам гонки, так и большинству спортсменов. Победитель в генеральной классификации получает без малого полмиллиона долларов. Не остаются без призов победители каждого из этапов, промежуточных спринтов, лучший молодой и самый агрессивный гонщик. Любопытно, что все призовые деньги принято в равных долях разделять на всю команду, без скидки на достижения и вклад в победу. В Большой петле есть великое множество неофициальных спонсорских премий, а все яркие персонажи заключают выгодные рекламные контракты.
Во Франции это спортивное событие сродни затяжному карнавалу или фестивалю. На обочину гонки и на финишный створ ежегодно выходят около 13-15 миллионов зрителей, из которых 3-4 миллиона гостей со всего мира. Причем каждый раз прокладка маршрута вызывает массу споров и даже конфликтов между мэрами французских городов и центральной властью. Общая же концепция заключается во «включении» в Большую петлю множества небольших населенных пунктов, неизбалованных вниманием богатых туристов.
Любопытный феномен Большой петли – это так называемый рекламный караван, который по ходу движения одаривает зевак сувенирами, минералкой и велоэкипировкой. Некоторые активные болельщики узнаваемы и любимы во всем мире, например, «красный бегущий дьявол» Дитер Зенфт. Не обходится на Петле и без хулиганов: по статистике, в полицейские участки ежегодно попадает от 120 до 200 «велонелюбителей». Бывают нарушения и среди гонщиков, начиная с допинга, заканчивая «креативными хитростями». Например, в далеком 1947 году один из гонщиков, взбиравшихся наверх на горных этапах, в точке перед спуском получал под видом бутылочки с водой емкость, наполненную свинцом. Благодаря этой хитрости и сверхбыстрому спуску Жан Робич даже выиграл общий зачет.
Протяженность современной гонки составляет порядка 3,5-4 тысяч километров, разбитых на примерно равные по нагрузке на организм отрезки. В прежние времена концепция Большой петли предполагала этапы, которые можно было преодолеть за 10-15 часов, что, естественно, удавалось не всем. Любопытная цифра: 90 оборотов педалей в минуту – именно столько делает средний участник Тур де Франс при езде.
Каждый этап забирает не менее 4500-5000 калорий, что эквивалентно 15 литрам пива. К слову, алкоголь на Большой петле под строгим запретом, поскольку в прежние времена гонщики, снимавшие таким образом стресс, попадали в аварии и переделки. Количество телезрителей ежегодной гонки по разным методикам подсчета колеблется от 3 до 3,5 миллиардов, что составляет примерно 45% населения планеты Земля.
После просмотра Тур де Франс у вас может появиться закономерное желание купить шоссейный или горный велосипед. ВелоСклад.ру всегда к вашим услугам – у нас есть как доступные модели, так и продвинутые байки для достижения серьезных спортивных результатов.