Покупка велосипеда меняет жизнь к лучшему – это утверждение проверено миллионами велосипедистов. Свобода передвижения, изучение окружающей среды, расширение рамок удовольствия и познания – всё это ждёт владельца новенького байка. На этом пути ожидают неожиданные открытия, новые знакомства и полезный опыт, но неизбежны и ошибки – начиная с переоценки своих сил, заканчивая пренебрежением нормами безопасности. Чтобы катание на байке приносило радость и повышало качество жизни, необходимо придерживаться нескольких простых правил, которые мы собрали в этой статье. Советы для начинающих велосипедистов от ВелоСклад.ру помогут вам выбрать подходящий байк, избежать распространенных ловушек и научиться получать удовольствие от катания.
Выбор велосипеда для начинающих
Современные велосипедные бренды, как мировые, так и отечественные, выпускают великое множество байков для начинающих. Это могут быть специальные детские, женские, хардтейлы, горные комфорт, прогулочные и т.п. велосипеды. Главный признак – невысокая цена, оборудование начального класса, простота и безопасность конструкции. Но даже в этом сегменте моделей, рассчитанных на универсальные запросы, легко потеряться.
Первое, с чем предстоит разобраться – собственные росто-весовые характеристики и подходящие под них размеры рамы, колес и т.д. Второе – это разновидность катания, его стиль и практическое применение, то есть, что именно вы хотите от велосипеда.
Каждый велосипед по-своему хорош на конкретной дороге (или её отсутствии), в своём стиле катания и даже темпераменте «велобайкера». Тонкий баланс стоимости, прочности конструкции, проходимости и скорости – всё это выбор велосипеда для начинающих. Поэтому разумным выходом будет онлайн-консультация с компетентными специалистами ВелоСклада, которые помогут выбрать подходящую под запросы и финансовые возможности модель.
Безопасность для начинающих велосипедистов – превыше всего
Первым шагом, который зачастую игнорируют новички, является покупка велошлема. Другая защитная экипировка тоже важна, но шлем является неотъемлемым элементом высокой культуры катания. В большинстве цивилизованных стран катание без него карается весьма существенным штрафом, поскольку государство бережно относится к здоровью своих граждан. Травмы конечностей не так опасны – перелом руки срастется, тогда как удар по голове может привести к самым печальным последствиям. Помимо прочего, шлем является маркером принадлежности к «велотусовке», своеобразным опознавательным знаком «свой-чужой». Из аксессуаров можно приобрести специальные велоперчатки, дополнительные фонари и заднюю «мигалку», флягодержатель и другие полезные мелочи, повышающие уровень безопасности.
Нет причины не кататься
Распространенной ошибкой начинающего велосипедиста является желание кататься «за компанию». На первых порах так действительно психологически комфортней, но эту черту необходимо переступить, и чем раньше, тем лучше. Поводом для «покатушек» должно быть внутреннее желание или незапланированное свободное время, которое нечем занять. Городские парки всегда открыты для катания, можно съездить к водоему, посетить местную достопримечательность или просто кататься без цели – езда на велосипеде должна стать привычным удовольствием. Для форсирования процесса можно составить график прогулок, постепенно расширяя круг и дальность поездок.
Постепенность и разумность
У начинающих «велобайкеров», как правило, не очень хорошая физическая форма и отсутствуют многие навыки, поэтому существует риск оказаться обузой для группы. Лучше накатать свой первый километраж самостоятельно, почувствовать связь с велосипедом, прислушаться к ощущениям тела и психики. Не один новичок, отправившийся в дальний путь с велотусовкой, забросил байк по причине диких перегрузок. Кроме того, бывают такие дни, когда, несмотря на самые благоприятные условия, кататься не хочется – в этом случае следует прислушаться к организму и сократить прогулку.
Прежде чем собраться на долгие «покатушки», необходимо приучить организм к езде на длинные дистанции, когда 20-30 километров в хорошем темпе не вызывают никакого дискомфорта. Увеличивать скорость езды также нужно не торопясь, поскольку рефлексы еще не отработаны. Общий принцип постепенности и разумного подхода к наращиванию нагрузок, как правило, приводит к быстрому прогрессу.
Стиль и приемы катания, технические моменты
Новый велосипед, в зависимости от выбранной модели, имеет свой характер и область применения. Байки для начинающих, как правило, универсальны, но это не значит, что следует немедленно покорять пересеченную местность и тем более повторять за опытными велосипедистами трюковые элементы. На начальном этапе следует выработать правильную осанку, при которой можно долго и комфортно кататься, отработать разные варианты поворотов и торможения. К слову, о последнем аспекте: бытует мнение, что новичкам следует тормозить непременно задним тормозом, поскольку в случае использования переднего возникает риск «перелета» ездока через руль. Отчасти это мнение оправданно, и подобный риск имеет место быть, но учиться тормозить лучше изначально правильно – и передним, и задним тормозом. Это может сохранить здоровье (в том числе и пешехода) в непредвиденной аварийной ситуации, сокращая тормозной путь.
Также новичков часто пугает большое количество передач, в случае если велосипед не совсем дешевый. Со временем, когда стиль катания станет более продвинутым, они понадобятся все или почти все. Одной из распространенных ошибок начинающих является использование при езде высоких передач. Они дают неподготовленному организму слишком большую нагрузку, в том числе и на коленные суставы.
При групповой езде ваши силовые качества, а зачастую и технические качества байка, буквально вынуждают ехать «на колесе». В этом нет ничего зазорного для новичка, ведь сопротивление воздуха отнимает много сил, что в конечном итоге может затормозить всю группу.
Важный совет для начинающих велосипедистов – не пытайтесь сами разбирать и чинить современный велосипед при недостатке знаний. Техника шагнула далеко вперед с «советских» времен, теперь для починки байка потребуется целый чемодан специальных инструментов, которые есть только в веломастерской. При этом регулировка отдельных элементов (например, седла или тормозов) вполне доступна и новичку – главное понимать, зачем это нужно и не «ломать» работающую систему. Хранение байка – отдельная большая тема, но в случае, когда велосипед живет на балконе, он должен быть застеклен, а сам байк – накрыт чехлом.
Поспешные покупки
Приобретение байка – это дверь в новый мир впечатлений, активности и здоровья, но далеко не факт, что все в неё войдут сразу. Поэтому стоит задуматься о целесообразности покупок специальной одежды, велокомпьютера и прочих современных аксессуаров. Перед такими сравнительно крупными тратами следует отдать себе отчет, насколько серьезно «велосипедная тема» вошла в распорядок жизни – возможно, она не перерастет режим воскресных поездок по парку. В велокругах бытует расхожая фраза: «фетишизм – зло», что в переводе на общечеловеческий значит разумность в покупках и усовершенствовании своего байка.
Это совсем не означает, что не нужно разбираться в интересном мире велосипедных аксессуаров, но выбирать нужно лишь то, что принесет реальную пользу, а не для повышения престижа. В качестве примера можно привести контактные педали, переход на которые дает очень мощный толчок в качестве катания и значительно расширяет горизонты «покатушек». То же самое касается и качественного седла, делающего даже самые долгие «покатушки» максимально комфортными. В случае, когда таких усовершенствований хочется всё больше и больше, возможно, пришла пора покупать продвинутый байк, и вы перешли из разряда новичков в более высокую категорию.