Главной причиной написания данной статьи послужил постоянно задаваемый вопрос по поводу правильного ухода за велосипедом.
Следует помнить, что принцип ухода, способ мытья и смазки – самая популярная тема в интернет-сообществе велосипедистов. Многие считают, что цепь нуждается в проварке и в смазке. Но все же это мнение сугубо индивидуально и субъективно. В реальной жизни существует множество способов ухода за байком.
Чистка
Велосипед как механическое изделие не терпит грязь. Он периодически нуждается в помывке и чистке. Идеальный вариант – это выполнение этих процедур после каждой поездки. Необходимо поддерживать чистоту ходовой части (это звезды и цепь), уход за рамой – дело сугубо личное.
Идеальным способом мытья байка является его помывка с использованием мойки Karcher. В условиях проживания на верхних этажах у Вас получится помыть его только в ванной. Перед тем, как мыть велосипед, следует снять с него колеса и поставить его в Вашу ванную вверх ногами. Седло ставится на ее дно, грипсы легко помещаются на бортики. Во избежание засора канализации следует счистить и выкинуть крупные комки грязи и траву руками. Потом необходимо смыть грязь при помощи сильного напора воды и щетки с пластиковой щетиной. Fairy – это как раз то, что Вам нужно. При этом не следует лить воду в пазы рулевой и каретки. Вернувшись в холодную погоду с велопрогулки, байк необходимо прогреть или помыть под прохладной водой. Резкие перепады температур плохо влияют на состояние велосипеда. Колеса следует мыть отдельно и не направлять при этом струю воды внутрь втулок.
Уход за ходовой
Ходовую часть байка составляют система, кассета и цепь. Ходовая особенно подвергается стойким загрязнениям. Это может быть настоящий микс из трудновымываемой смеси смазки и грязи. Для их удаления следует использовать прибор для чистки цепи. В эту машинку заливается Fairy и небольшое количество воды. При этом следует использовать только горячую воду. Звезды чистятся пластиковой щеткой и чистящим средством "Fairy". Помните: не следует применять дешевые моющие средства такие, как Dosia. Они намного хуже отмывают грязь.
Смазка
Смазывается всегда только сухой и чистый байк. После мытья необходимо подождать, пока высохнут смазываемые узлы. Этот процесс занимает около пары часов. Также нельзя пользоваться смазкой, содержащей литол. Щелочной металл литий плохо влияет на алюминий.
Ходовая. Требует частой смазки. В этом случае способы смазки следующие:
- можно снять цепь и проварить ее в солидоле или в другой густой смазке;
- можно смазывать густой графитовой смазкой;
- можно наносить жидкую смазку (минеральное или трансмиссионное масло);
- можно брызгать из баллончика двухкомпонентной смазкой (тефлоновой или силиконовой).
У каждого из вышеперечисленных способов есть свои минусы и плюсы. Один из методов кажется сложным, но смазка при нем долго остается на трущихся частях. Другой, напротив, простой и не отнимает много времени, зато результат будет плачевным. По опыту можно сказать только то, что каждый байкер сам подбирает для себя оптимальный способ смазки цепи. Можно применять тефлоновую двухкомпонентную смазку в аэрозольном виде. Смазка AB-80 представляет собой летучий растворитель и тефлон, который уменьшает трение при испарении растворителя. Этот способ смазки достаточно прост и оперативен. Нужно только побрызгать из баллона на цепь, затем оставить высохнуть на 15 минут. Однако смазки Вам не хватит надолго: через 40 километров цепь начнет издавать неприятный звук журчания. При этом в сырую погоду грязь почти не прилипает.
Поговорим теперь о масле трансмиссионного типа. Это густое масло и стоит недорого. Оно никогда не вылетает из цепи. Смазывание осуществляется с помощью масленки. Капают обычно на каждое звено. Затем резко прокручивают цепь, переключая в разные стороны, чтобы она изгибалась, а каждое звено заполнилось маслом. Затем байк оставляют на ночь во избежание дополнительного расхода масла. Перед выездом следует протереть тряпкой цепь и звезды. Масло остается в местах трения внутри цепи. Снаружи цепь и звезды в сухом виде. Обычно одна промазка действует на 70-100 км в зависимости от погоды и состояния наших дорог. Иногда можно нанести масло прямо на грязную цепь. В этом случае она снова начнет шуметь сразу через 20 км.
Правила ухода за вилкой.
Никогда не лезьте внутрь вилки. Раз в месяц следует начисто вычищать под пыльниками все пространство. Побрызгайте туда немного тефлоновой смазки. Затем следует несколько раз сильно прожать вилку и оставить ее на ночь. Далее протереть сухой тряпкой и надеть пыльники.
Задний и передний переключатели, тормоза. Такие узлы, как передний и задний переключатели, тормоза не требуют частого наведения порядка. Их следует промазывать один раз в 2-3 месяца. Они – хорошие компоненты, которые прекрасно работают даже в загрязненном состоянии. Но иногда стоит их промазать в местах трения между деталями. Смазывать при этом следует по небольшой капле трансмиссионного масла. Через пару часов следует насухо вытереть тряпкой. В тормозах нужно смазывать только втулки, относительно которых вращаются приводы вибрейков. Единственное, что требует частой смазки, – это ролики заднего переключателя. Они быстро загрязняются и начинают издавать противный свист.
Тросики, рубашки. Существует мнение, что эти детали не нуждаются в смазке. Достаточно просто купить хорошие тефлоновые тросики и раз в сезон их менять. Однако при установке тросика лучше промазать его пальцами, нанося тончайший слой консистентной смазки "Pedros SynGrease". После установки те части тросика, которые оказываются вне рубашек, следует вытереть.
Втулки, рулевая. Никогда не лезьте во втулки самостоятельно. Сначала следует посоветоваться с более продвинутыми байкерами. При переборке втулок лучше всего использовать консистентную густую смазку "SynGrease". Этой же смазкой следует смазывать и рулевые колонки. Можно нанести тонкий слой "SynGreasе" на оси эксцентриков. Без смазки они часто покрываются ржавчиной.
Уход за резьбовыми соединениями. Основными резьбовыми соединениями в байке являются соединение каретки с рамой и шатуны с педалями. При установке этих компонентов резьбу тщательно протирают и обязательно наносят тонкий слой консистентной смазки. Отсутствие смазки обычно приводит к следующим последствиям: к неприятному скрипу при педалировании и к появлению прикипания резьбовых соединений. При покупке собранного байка в магазине необходимо открутить педали. Здесь следует помнить, что на правой педали стандартная "правая" резьба, а левая педаль откручивается всегда в противоположную сторону. Затем необходимо посмотреть на отсутствие смазки на резьбе.
Также следует упомянуть о жидкости английского производства"WD-40". Она является проникающей смазкой. Лучше ее не использовать как смазку. Она пригодится Вам как сильный растворитель для удаления ржавчины.
Аналогичным продуктом с одинаковыми характеристиками является Liqui Moly. Это LM40 и LM47 – проникающие смазки с содержанием масла, керосина и присадок для снижения трения и увеличения срока службы деталей. Эта смазка хорошо растворяет ржавчину, долговременно защищает от коррозии, продлевает жизнь пластиковым и резиновым кожухам.
Заключение
Запомните, что велосипед, как любая другая техника, требует специального тщательного ухода. При должном содержании в чистоте и соответствующей смазке всех необходимых узлов, срок его службы заметно увеличивается. При этом ни одна его составляющая деталь не поломается в самый неподходящий момент. При поездке он не будет издавать противные звуки и свистеть или дребезжать. Все его узлы будут работать в нормальном режиме. Чистый, блестящий и бесшумно катящийся байк доставит настоящему байкеру огромное удовольствие!
Материал был взят с redBike