Раньше все было просто. Велосипеды подразделялись на дорожные, туристические и спортивные. И, естественно, на мужские и дамские. Еще лет двадцать назад любой спор о «рынке велосипедов» сводился к обмену мнениями о том, что лучше выбрать: «Украину», «Минск» или продукцию пензенского завода. И чаще всего заканчивался мирным признанием того факта, что послевоенный дедушкин «Прогресс» — вещь мировая. Потому что — вечная: до сих пор на ходу.
Эстеты предпочитали «Турист» с переключением передач и загнутым рулем (многие переставляли его задом наперед, и получались занятные «рожки»). Молодежь — цепляющуюся педалями за каждую кочку «Каму» или «Салют». На этом все премудрости и заканчивались. Но теперь… Если отбросить второстепенные деления, то основными позициями современной классификации велосипедов. Ну что ж, пройдемся по этой классификации и посмотрим, что за звери сидят в каждой из клеток.
«Горняки» | |
MTB (Mountain Bike). Горные велосипеды предназначены для катания по горам, холмам и вообще пересеченной местности. Этот род занятий в свою очередь делится на несколько подвидов, самыми популярными из которых являются скоростной спуск (Downhill) и движение по пересеченной местности (Cross-country).
В отличие от лыжного слалома, поклонники скоростного спуска на велосипедах предпочитают носиться с гор, заросших лесом и, желательно, отличающихся как можно более исковерканным рельефом. С технической точки зрения этот вид байкерского спорта предъявляет максимум требований как к велосипеду, так и к седоку. Здесь важна каждая деталь стального коня по отдельности, а еще важнее их гармоничное сочетание. В ходе соревнований счет идет на десятые доли секунды и скорость на некоторых участках достигает 110 км/ч (!) — и это, заметьте, в условиях, когда в любой момент могут потребоваться экстренное торможение или прыжок. Поэтому самое большое внимание уделяется амортизаторам, которые должны обеспечивать переднему и заднему колесу большой свободный ход (от 180 до 220 мм). А для того чтобы велосипед крепче держался за грунт, необходимо позаботиться о хороших тормозах и соответствующей жесткости рамы. Минимизация веса байка отступает здесь на второй план ради увеличения надежности и прочности всех его узлов. Масса велосипедов, имеющих многократный запас прочности в каждом узле, достигает порой 20 кг и более. Что, кстати, оказывается некоторым подспорьем при движении по склону вниз.
Cross-country (XС) — это движение по пересеченной местности вне зависимости от направления (вверх, вниз, вбок…). Ходы подвесок здесь составляют обычно 60-80 мм. Иногда применяются жесткие рамы (hardtail в переводе с английского — «жесткий хвост»), которые исключают свободный ход заднего колеса. Такие велосипеды намного легче и весят 8-10 кг.
Покрышки обычно выбираются в зависимости от типа покрытия, но наиболее популярными остаются «зубастые» шины с развитыми грунтозацепами.
По шоссе | |
Как и в случае с горными велосипедами, апогея своего развития шоссейные велосипеды достигают в спорте. Вот только цели здесь совсем иные. Буквально все сделано для того, чтобы развить максимально высокую скорость на гладком, как стекло, асфальте. Рамы таких велосипедов отличаются предельной жесткостью и лишены амортизаторов, присущих другим моделям байков.
Седло поднимается как можно выше; руль изогнут и опускается как можно ниже. В итоге туловище велосипедиста принимает почти горизонтальное положение, что уменьшает аэродинамическое сопротивление. Кстати, для снижения сопротивления воздуха на некоторых моделях велосипедов применяются даже трубы специальной обтекаемой формы.
Колеса шоссейных велосипедов достигают в диаметре 28 дюймов и «обуваются» в тонкие и легкие слики (покрышки без протектора) — опять-таки для того, чтобы снизить трение качения. Но основная цель конструкторов таких велосипедов — это все-таки снижение их массы. Создатели шоссейных байков пытаются экономить вес везде, где только возможно. В ход идут самые совершенные магниевые и алюминиевые сплавы и карбоновые технологии. А это самым непосредственным образом сказывается на цене таких моделей. Экономят и на колесных спицах, сокращая их число и более точно прорабатывая форму. Лучшие рамы в этом классе весят… менее 1,5 кг, а общий вес велосипеда не достигает и 7 кг.
Что касается любительских шоссейных велосипедов, то здесь вопрос о массе так остро не стоит, и это позволяет удерживать цены в разумных пределах. Но основные тенденции сохраняются: большие колеса с практически гладкими узкими покрышками; легкая и жесткая рама без подвесок, рассчитанная на горизонтальную посадку; специфический подбор «звездочек», которые предназначены для продолжительного движения с высокой скоростью. А на некоторые модели прогулочных дорожных велосипедов последнего поколения стали устанавливать передние вилки с амортизаторами с небольшим ходом, что позволяет улучшить плавность хода, не вызывая сильной раскачки велосипеда.
«Туристы» | |
Любая узкоспециализированная модель велосипеда, попав в несвойственную ей «среду обитания», оказывается, увы, абсолютно беспомощной. Велосипед для скоростного спуска карабкается на подъем с большим трудом: из-за большого хода задней подвески энергия, которую прикладывает велосипедист при вращении педалей, во многом рассеивается при сжатии пружин. А легкий шоссейный байк, предназначенный для движения по гладкому асфальту на высокой скорости, плохо справляется с бездорожьем даже средней тяжести; да и передаточное отношение шестеренок не позволит вскарабкаться на крутую горку.
Вот почему для большинства начинающих велосипедистов (а также тех, кто хочет кататься на одном байке и в городе, и по бездорожью) можно порекомендовать универсальные велосипеды, которые представляют собой симбиоз горного и шоссейного байка: этакий козлотур.
Такие велосипеды, как правило, комплектуются жесткой рамой и передней вилкой с амортизатором, обладающим небольшим ходом (60-80 мм). Амортизатор уменьшает тряску при езде по пересеченной местности и одновременно обеспечивает достаточно стабильное движение по асфальту. Тем, кто во главу угла ставит комфорт, но часто катается по пересеченной местности, обычно рекомендуют мягкие (softtail) рамы с задним амортизатором (их еще называют «двухподвесами»). Однако за комфорт придется платить потерей энергии при педалировании — от физики не уйдешь!
Ну, а если не хочется мириться ни с отсутствием заднего амортизатора, ни с низким кпд, — можно подобрать велосипед с блокируемым амортизатором. При движении по пересеченной местности амортизатор работает вовсю, поглощая неровности дороги; а оказавшись на асфальте, можно его отключить.
BMX | |
Отдельный класс велосипедов, появившийся относительно недавно и мгновенно завоевавший огромную популярность у «продвинутой» молодежи. Кстати, BMX-модели произвели в велосипедном мире что-то вроде культурной революции и перевернули в умах людей представление о велосипеде исключительно как о транспортном средстве.
Началось же все с веломотокросса, который и дал название этому классу машин (BikeMotorCross). По сути, это то же самое, что мотокросс; но — на велосипедах.
С появлением BMX начали развиваться и другие виды экстремального велоспорта. С виду эти маленькие байки рассчитаны на детей, однако на них с успехом катаются и люди большого роста. Благодаря небольшим габаритам и массе модели BMX позволяют проделывать невероятные трюки. Где угодно. Это могут быть городские кварталы (как здорово попрыгать по лестницам и перилам!) или крутые каменистые горы, где каждый байкер найдет себе место для развлечения. Впрочем, в техническом смысле велосипеды BMX достаточно примитивны. Рамы — только hardtail из прочного, «неубиваемого» хромо-молибденового сплава. Передняя вилка — жесткая. Стальные ободы диаметром 20 дюймов, никаких переключателей скоростей. А зачастую отсутствует и передний тормоз.
В круиз! | |
Так называемые «круизеры» в велосипедной классификации занимают то же место, что «чопперы» — в мотоциклетной. Это отдельный, самостоятельный вид байков. Благодаря широким покрышкам, вертикальной посадке и увеличенной колесной базе езда на таком велосипеде превращается в сплошное удовольствие. А изогнутый руль и вынесенное далеко вперед переднее колесо моментально выделяют такой велосипед из любой, даже самой пестрой толпы двухколесных машин.
Тандемы | |
Данный класс велосипедов появился очень давно. Тандем — велосипед, рассчитанный на езду вдвоем (с посадкой друг за другом). Но поскольку спрос на подобные машины невелик, предлагают их далеко не все производители. Тандемы, так же как и одноместные байки, бывают шоссейными и внедорожными. Основное отличие состоит в подборе шин и передаточном отношении «звездочек» механизма переключения передач. Амортизационные подвески, как правило, отсутствуют.
Источник: Бизнес Журнал