К участию в чемпионате мира по даунхилу, проходившем в городе Форт Вильямс, нас подтолкнула акция одной из авиакомпаний. Они снизили цену на перелет Москва-Лондон-Москва. Но здесь нас ждал неприятный сюрприз: в связи с внутренним курсом авиакомпании билеты обошлись нам все же дороже.
Однако, этот досадный нюанс не смог нас остановить! Мы желали опробовать свои силы на одной из самых крутых трасс для горного спуска, а также иметь возможность общения с профи из мира велоспорта. И это стоило всех трат.
Еще одной преградой на пути стало отсутствие билетов на прямой поезд из Лондона в Форт Вильям. И дело даже не в том, что в Великобритании намного больше любителей даунхилла, чем в России. Суть в том, что Форт Вильямс находится у самых высоких гор Британии, а поэтому является своеобразной «Меккой» для пеших туристов. Один из двух идеологов этой поездки, Вадим Савельев (вторым стал Сергей Мальцев – легендарный велосипедист, легенда скоростного спуска в России), забронировал билеты до Форт Вильямса из Глазго, а уже туда нам нужно было доехать из самого Лондона.
Мы боялись опоздать, поскольку график поездки был очень напряженным.
Самолет приземлялся в Хитроу за 2 часа до отправления поезда в Глазго. А мы еще и задержались на 25 минут из-за высокого трафика в аэропорту! Мы пулей бросились к паспортному контролю. Именно тут мы смогли понять, что Англия – страна равных возможностей. Рядом на паспортном столе сидели и полный британец, и англичанка с пирсингом и безумным ирокезом, и арабская женщина в платке, и индийская девушка.
Только узнав, зачем мы прибыли в страну, сотрудники служб тут же улыбались и помогали хорошими советами, выполняя формальные процедуры.
Наши велосипеды поднимали со склада очень долго. После того, как мы смогли забрать свои байки и выслушали не очень-то радостные прогнозы от сотрудников аэропорта по поводу, успеем ли мы, в запасе у нас оставался всего час. Мы ринулись в ближайшую станцию метрополитена, которая находилась здесь же. По правилам лондонского метро, находиться там с несложенным велосипедом запрещено. Потому еще будучи в Москве я озадачился этим вопросом, так как времени на то, чтобы разобрать железных коней, у нас точно не могло остаться. И… написал письмо в департамент транспорта Лондона, не сильно, правда, надеясь на ответ. Как ни странно, ответ я получил буквально через пару дней: «Уважаемый Артем! Рады будем встретить вас в нашем городе. Главное правило – не мешать остальным пассажирам. В этом случае можете провезти даже слона, если он сможет влезть в двери и турникеты!». Супер!
Молодой парень, работающий на контроле, озадачился, как бы быстрее нас пропустить. Его начальство также сопереживало нам и попросило лишь снять одно колесо. С этим мы справились быстро. Нам повезло: до станции поезд ехал 45 минут и мы прибыли буквально за несколько минут до отправления.
В Глазго пересели на поезд до Форт Вильям. Дорога в Форт Вильям – умопомрачительная!
Короткий состав едет медленно, то и дело ветки деревьев бьются о стекла. Вокруг – озура, водопады, скалы. Грозовое небо подсвечивало желтую траву, по которой, спугнутые поездом, перекачивались мокрые овечки. Поверьте, это надо просто увидеть!
В городе Форт Вильямс проживают, в основном, пенсионеры, которые и сдают комнаты туристам. Для сравнения: в Лондоне комната в гостинице 2,5 звезды обойдется примерно в 65 фунтов за сутки, а здесь просто роскошная комната bad&breakfast обойдется в 20 фунтов. Кстати, в завтраке – никакой овсянки. Шотландский завтрак включает в себя пару сосисок-гриль в беконе, жаренный отдельно бекон, котлеты, фасоль в томате, тосты, яичницу, кукурузные хлопья, чай с молоком, кофейник и сок.
Форт Вильям – это старинный шотландский городок, расположенный на берегу красивейших фьордов.
Невис Рейндж – вершина, где и проводился чемпионат, находится в 15 км от города. однако на автобусной станции мы узнали, что в автобус с велосипедами не пускают. И это потому, что в Европе те, кто занимается скоростным спуском, имеют личный транспорт. И даже после начала курсирования «шатл бас» нас пускали в него через раз. Потому нам приходилось дважды ездить под дождем на тяжелых двухподвесах по 20 кг каждый, в мокрой одежде, а на улице – ниже 10 градусов тепла.
Что нас очень поразило, так это отношение автомобилистов к велосипедистам. Если ты едешь по дороге, то имеешь равные с водителями права. За нами строились длинные колонны машин, так как там везде сплошные линии и узкие дороги. Все ехали именно так, пока трафик не становился проще.
У них не было возможности нас обогнать, но, что нас поразило, – никакого хамства, никто даже не сигналил нам.
После очередной неудачной попытки влезть мокрыми в автобус мы поговорили с организаторами по поводу того, что нас не пустили в шатл-басы. Округлив глаза, они ответили, что даже не ожидали, что кто-то может оказаться без личного транспорта. Они тут же позвонили в компанию, где им сказали, что этот вопрос нужно было просто-напросто согласовывать заранее. И нам пообещали непременно предоставить место, если мы решим приехать в следующем году и заранее об этом сообщим.
Если вы человек, не избалованный цивилизованными странами, то вы получите просто колоссальные впечатления от общения с чопорными англичанами.
Почти все предлагают тебе помощь. Задев в толпе локтем человека, он трижды перед тобой извинится. Все вежливо относятся друг к другу. Наверное, это и есть признак здорового социума. К слову, фраза "mind the gap", которую можно услышать в метро и которая формально является одной из визитных карточек подземки Лондона, буквально переводится как «помни о дистанции». И мне кажется, что соблюдение этого принципа в общении – это краеугольный камень английского строя.
Ну а теперь о соревнованиях.
Если вы хотя бы частично касаетесь велокультуры, вам просто необходимо побывать на этапе Кубка Мира. Шотландский этап – самый яркий и хорошо организованный. Мы вполне можем считать его эталоном. Десятки маршалов контролируют трассу, на опасных местах лежат маты, препятствия не разваливаются на куски, как это может случиться у нас, и они имеют разные варианты объезда.
Всё продумано так, чтобы велосипедисты не думали ни о чем, кроме гонок и не мешали друг другу.
Для нас, гонщиков из России, трасса оказалась очень сложной. Особенно, если пытаться ехать быстрее в попытке догнать сильных спортсменов. Протяженность трассы составляет примерно 2,6 км. Старт находится на высоте 625 м, перепады – около 500. Дорога проходит вниз через камни, спуски, лес, виражи, секции и трамплины. Эта трасса считается одной из самых интересных в мире. Фабьен Барелль, действующий чемпион мира, на вопросы об этой трассе отвечает, что считает ее одной из самых техничных во всем мире. Это еще раз подтверждается и тем, что на ее преодоление у лучших велосипедистов уходит около 4х минут на её преодоление. Для сравнения – многие другие трассы этапов Кубка занимают около 2х минут на прохождение.
Погода повлияла на проведение гонок. В этот раз лучшее время показал Сэм Хилл – 4.25. кстати, на почти таком же, как у меня Iron Horse Sunday.
Время Сержа Мальцева на трассе составило 5.42, моё – целых 7 минут, к тому же я смешно убрался и потратил полминуты на поиск велосипеда. Вадим не смог принять участие, так как на тренировке повредил руку. Короче говоря, из 160 райдеров, дошедших до финиша, мы расположились после 150-го места. По моему мнению, мы достойно сражались. Тем более, никто из российских гонщиков, кроме Сергея Мальцева, который является постоянным участником европейских этапов Кубка мира, ни разу не ездил по трассам такого уровня.
Порадовала атмосфера Форт Билла (так называют эту трассу маунтинбайкеры).
На финише стоят трибуны, вас встречает толпа в несколько тысяч человек. Каждого гонщика оглушают громом оваций, дети подбегают за автографами, огромный экран транслирует ход гонки, везде можно купить разные сувениры и еду. По окончанию гонки к услугам туристов предоставляются 20 автобусов.
Российские этапы Кубка, как правило, собирают немного зрителей. В основном это люди, причастные к миру велоспорта или велоиндустрии. Кубки мира же – абсолютная противоположность.
На Форт Билле собирается множество людей. Это не только спортсмены, но и просто тусовщики, молодые райдеры и люди постарше со всех уголков Англии, Ирландии и Шотландии. Каждый из них едет поболеть. И каждый считает Стива Пита самым крутым гонщиком, хотя, конечно, есть и другие талантливые ребята. Парней из России здесь тоже рады видеть. Среди зрителей можно увидеть и категории людей, которые у нас не посещают такие мероприятия из-за своего уровня жизни. Конечно, в Европе очень много велосипедистов, так как сами условия этому способствуют. Это и велодорожки, и отношение к байкерам со стороны всех участников движения.
По поводу катания на горном велосипеде, в целом, Невис Рэйндж и окрестности будут интересны даунхилерам или любителям эндуро.
Здесь расположена отличная трасса для даунхилла и масса замечательных маршрутов. А озера какие - глубокие и завораживающие, сообщающиеся друг с другом… Тут есть классная даунхильная трасса и множество интересных маршрутов. А какие там озера - глубокие, прекрасные, сообщающиеся друг с другом… По-английски их называют loch, что значит не только «озеро», но и «узкий морской залив». Так, я отвлекся! В общем, если вы просто хотите покататься на выходных, ски-пасс будет стоить 10 евро в день. участникам ски-пасс на подъемник со стартовыми номерами за все время пребывания обошлись в 30 фунтов.
Но, судя по всему, в этой местности более популярным является пеший туризм.
Всё дело в том, что на Нэвис Рэйнж нет большого выбора трасс для катания. Трасса для даунхилла, на которой проводятся соревнования, подходит только для профессиональных гонщиков, а также кросс-кантрийная трасса и all mountain. Но, к сожалению, нет ни трассы для фрирайда, ни дёрт-парка, ни трасс для новичков. Может, это и служит причиной популярности в Шотландии велотриала.
И напоследок – о еде и выпивке.
После гонки вечером мы зависали в местных пабах с элитой мировой маунтинбайкерской тусовки. И для русской души, привыкшей к пьянкам, там есть все возможности – это обходится дешевле, чем просто чай или «фиш энд чипс». Всего за пару фкнтов можно выпить пинту «Гиннесса» или 50 грамм отличного «ГленМоранжа». Получается дешевле, чем в Москве. В предместьях можно найти массу мелких самогоноварящих заводиков, в которых можно купить бутылку односолодового «Глен Моранжа» с 12-летней выдержкой всего за 25 фунтов! К тому же, там есть и выпивка дешевле.
Хотя Англия является одной из самых дорогих европейских стран, мы смогли каким-то образом сэкономить. Недорогие супермаркеты Tesco дали возможность экономить на питании. Касаемо ресторанной еды, национальное «фиш энд чипс» соперничает с домашними бургерами просто огромных размеров. И то, и другое обойдется в 4-5 фунтов, а это не расточительно.
Обратная дорога была легкой. Мы ездили по Глазго, прогуливались по Лондону. Мы получили поддержку при регистрации на рейс от тетушек и сотрудников багажной службы – оказалось, что они увидели нас на спортивном канале. Хотя мы и не сыскали спортивной славы, мы не огорчаемся. Мы не смогли увидеть знаменитое озеро Лох-Несс. Однако, Несси, не расслабляйся! Мы еще приедем!
Текст: Артем Ачкасов.
Источник: http://www.gazeta.ru/