Текст: Андрей Овчинников AKA Ghostknight.
Источник: Velosamara.org.ru/
Обувь
Сначала самое простое - ботинки, они же велотуфли. В нашем, туристическом понимании, всё будет довольно просто. Их назначение - обеспечить твёрдую подошву и позиции для закрепления контактной площадки (в простонародье - "шипа"). Шипы всех трёх систем ставятся на любые ботинки.
Ботинки различают туристические и спортивные. Отличаются жёсткостью подошвы и колодкой. Собственно туристические больше походят на обычную треккинговую обувь, с позициями под крепление шипа. В них можно походить, побродить. Спортивные - чисто пластиковая, очень жёсткая подошва, более совершенная система фиксации на ноге, более правльное положение ноги (некоторые производители даже делают не горизонтальную подошву, а наклоняют её внутрь, чтобы обеспечить правильную работу коленного сустава при педалировании). В силу этого педалирование более эффективно, но в них особо не походишь: жутко неудобно, так как нога в них находится в довольно специфической позиции, неестественной для ходьбы. К тому же пластиковая подошва не рассчитана на длительную ходьбу и при марш-бросках просто довольно быстро погибнет.
Теперь собственно о системах контактных педалей
Мне известны и в России наиболее распростнанены (в порядке убывания распространённости) 3 системы:
SPD (разработанная фирмой Shimano).
Crank Brothers
Time
SPD - единственная платформа, с регулируемым усилием выстёгивания (последний двум это, впрочем, не требуется, но тут уже на вкус и цвет как говорится). В Самаре можно встретить только первые 2. Собственно под систему Crank Brothers (далее СВ) делает, насколько мне известно, только одноимённая фирма и педали и шипы. SPD - шипы распространены в основном прозводства Shimano. Также их делают BBB и пр. Педали делают все кому не лень. Из того, что можно просто найти в Самаре - это собственно Shimano, BBB, Author, Wellgo. Видел ещё Ritchey. Да много разных.
Вместе со всеми педалями поставляются пластиковые или даже интегрированные платформы. Для кросс-кантри и туризма видимо предполагается их необходимость на первых порах, во время привыкания. Даунхиллеры предпочитают ставить педали с интегрированный платформой. Лично я никогда не пользовался - отработал рефлекс быстро, всего после 3-х падений, когда не успевал выстегнуться. 1 раз не заехал в бордюр, другие 2 - поскользнулся на грязи на Ленинградской и на мокром бревне в лесу. Больше проблем не было - выстёгивался быстрее, чем успевал подумать. У СВ платформа крепится путём встёгивания. При попытке встегнуться с другой стороны педали, платформа может вылететь. Соответственно подходит она только чтобы "до булочной в кроссовках" сгонять. Ставить платформу или нет - выбирать вам. Единственное - не надейтесь, что пластиковая платформка, идущая в комплекте с обычными контактами (без интегрированной платформы) долго прослужит. Видимо как раз именно для привыкания.
Достоинства и недостатки
SPD - можно регулировать усилие выстёгивания вплоть до того, что выстегнуться будет невозможно. Встёгиваются при наличии навыка относительно легко. Если хорошо затянуты - не люфтят и ногу невозможно вырвать при педалировании. Если слишком расслаблены - шип немного болтается в педали (что раздражает) и если уж совсем расслабленно - ногу можно вырвать из педалей в прыжке или при энергичном педалировании. Выстёгиваются только поворотом ноги (на угол поряда 15 градусов). Шип сделан из стали и практически вечен - некоторые даже в качестве развлечения высекают ими искры из асфальта. Минус этого - изнашивается не шип, а педали. Грязестойкость педалей зависит от производителя.
Дешёвые Wellgo забиваются в хлам жидкой глинистой грязью, встегнуться становится невозможно. Чтобы их прочистить придёться пару минут повозится. Под комарами (которые рядом с грязью всегда) это некомфортно. Плюс я свои Wellgo таки сломал в такой грязи (срубил лепестки, удерживающие шип в встёгнутом положении). То же относится и к Author.
Ritchey - чисто конструктивно должны быть немного получше, но я в них в грязь не попадал. Shimano. Имеет смысл брать только модели 520, 540, 959 (последняя разработка, конструктивно одно и то же, различаются материалами и весом). Грязестойкость не очень - забиваются, но относительно легко прочищаются (там мало куда может грязь залезть). Насчёт встёгивания в грязную педаль не знаю, по отзывам - можно, но с трудом. Выстёгиваться потом также с затруднениями. Другие модели имеют более ущербную конструкцию, но бывают совмещены с платформами. Например, 505-е страдают относительно более быстрым износом педали. Плюс конструктивно они попроще, менее грязестойкие и система крепления не внушает такого доверия, как на 520. SPD шип чаще всего немного выступает из ботинка и смешно так цокает при ходьбе.
СВ - нерегулируемые. В целом, им это и не нужно. Встёгивание - легче и проще, чем на SPD. Когда привыкнешь - встёгиваешься в одно движение просто метким попаданием. Четырёх сторонние (SPD - двух). Конструкция педали - просто четыре проволоки, образующих как бы рёбра куба. Соответственно поэтому они и называются Egg Beaters.Грязестойкость - великолепная (а куда там грязи забиваться?). Также грязь иногда забивает пространство вокруг шипа на ботинке, но опять же, в силу конструкции педалей, это не проблема. В худшем случае (1-2 см слой грязи или снега на подошве) педальки "продавливали" его с 2-3 раза. Или же можно было грязь "сбить" об педаль, благо конструкция педали располагает и можно не бояться её "забить" грязью. Пример: ездил под дождём на груше. Всю Грушу отходил в велотуфлях - шипы забились грязью. Когда уезжал домой - сел и поехал.Выстёгивание: два угла. 12 и 20 градусов (устанавливается путём смены шипов (правый на левую ногу и наоборот).
ВНИМАНИЕ: конструкция педали допускает просто боковой срыв ноги (не поворотом, а резко дёрнув в направлении перпендикулярном плоскости рамы). Это хорошо тем, что именно это движение заложено в рефлексе у тех, кто ездит на топталках при попытке опереться на ногу при завале байка. Выстёгивание - идеальное, без каких либо проблем. Даже в условиях сильно загрязнения или забивания шипов и педалей снегом. Встёгивание: в силу конструкции, если вы не попали сразу шипом в педаль, а попали носком или серединой ноги, то просто ведёте ногу с усилием вперёд или назад соответственно и встёгиваетесь. Назад у меня плохо получалось - а всёгивание путём установки носка на педаль и ведения потом вперёд - обычное дело.
Шипы в отличие от SPD у CB бронзовые и подвержены износу. Когда ходил в них по камням, сердце кровью обливалось. В целом, шипы снашиваются при интенсивном катании тяжёлого райдера за сезон-полтора. Менее интенсивном - соответственно дольше. Цена вопроса (шипы) - 600р. Но: их довольно мало, так как педали не очень распространены. Однако найти и купить можно. Cама педаль почти не снашивается (учитывая цены на них, см. ниже). Износу в ней подвержен подшипник скольжения. Цена вопроса ремонта - $19. Шип почти никогда не выступает из подошвы, поэтому практически никогда не цокает. Недостаток - слишком свободная фиксация. Как на поворот (ногда немного вихляется), так и на перемещение в поперечном направлении. Однако, лично мне это как правило не мешает и удаётся удачно встегнуться.
О деньгах
Ну не совсем так. Самые простые туристические ботинки стоят около 1000-1500р. Очень даже приличные. Получше - около 2000-2200.
Педали:SPD можно найти за 600-800р новые (Author, Wellgo, Shimano 520-е). Идут в комплекте с шипами - смотрите, чтобы ушлые продавцы не забыли дать вам шипы. Итого - можно вписаться в 3000р. Если ваш выбор SPD - рекомендую поискать 520-е. Их в этом году снимали с байков - когда покупателям контакты были не нужны, меняли на платформы, а контакты продавали отдельно относительно дешёво. 520-е шли по 800р.
Сrank Brothers - нет песни печальнее. В "Провокаторе" самая простая модель из линейки лежит за 4500р (вот почему я говорил про неизнашиваемость педалей как о плюсе). Но не всё так плохо - в этом году СВ шли на GT Avalanche 0.5, с которого их снимали в приличных объёмах и продавали по 1500р отдельно. Может быть остались где ещё или в следующем сезоне традиция будет продолжена. Моё имхо - 4500 они не стоят (Провокатор славится завышенными ценами на компоненты). Красная цена им 2500р. Дороже смысла нет - преимущества не оправдывают вложений. Ищите.
Мои Рекомендации:
Если найдёте - Crank Brothers Egg Beaters. Если вам конечно не требуется беспрецедентно точная и жёсткая фиксация ноги. В остальном - они один сплошной большой плюс. Если найдёте за 1500р - радуйтесь жизни! Если не найдёте - Shimano PD-M520. Или 540. Или 959 (это уже топовая модель). Сколько позволят финансы.
Текст: Андрей Овчинников AKA Ghostknight.
Источник: Velosamara.org.ru/