"Критическая масса" (КМ) - это организованное совпадение, когда некоторое количество велосипедистов собирается вместе и едет по городу. Одинокий велосипедист очень уязвим и беззащитен в большом потоке металлических коробок, движущихся на большой скорости и извергающих из себя выхлопные газы. Ему сложно отстоять свои права перед натиском автомобилистов, даже если он движется по главной дороге. Катаясь же в группе, велосипедист получает гораздо большее удовольствие, потому что чувствует, что он в окружении друзей и в большей безопасности.
Участники КМ полагают, что одновременно коллективные катания по городу помогут изменить отношение водителей к велосипедистам и, сделав наличие велосипедистов в городской среде более заметным, можно со временем рассчитывать на то, что и городские власти сделают что-нибудь для нас (например, проведут велосипедные дорожки).
Впервые зародившись в Сан-Франциско в сентябре 1992 года, КМ распространилась по всему земному шару как лесной пожар и в настоящее время КМ проходят в сотнях городов, в десятках стран, практически на всех континентах. Свое название КМ взяла из фильма Теда Уайта "Return of the Scorcher", где этот термин использовался для описания дорожного движения в Пекине. Там нет светофоров и когда большие массы велосипедистов (а их там действительно много) скапливаются на перекрестке, они в какой-то момент просто перегораживают дорогу автомобилям и проезжают. Главное - набрать "критическую массу"...
Каждую последнюю пятницу месяца тысячи велосипедистов собираются в центре Сан-Франциско в 17:30 и начинают вместе ехать по городу. Это движение не имеет чётких лидеров и целей. Это больше как праздник. Масса пропускает через себя только машины скорой помощи. Они стараются избегать ссор с водителями, которым естественно не нравится, что они блокируют движение. Однако когда агрессивный водитель пытается наехать на массу, они останавливаются и поднимают вместе велосипеды над собой, превращаясь как бы в беззащитных пешеходов.
Их знак, поэтому выглядит так
Сегодня КМ проходит в Нью-Йорке и Праге, Хельсинки и Барселоне, Сиднее и Тель-Авиве. Число городов, где есть регулярная КМ, постоянно растет. Одна из причин того, почему движение КМ стало столь популярным и массовым, заключается в том, что все устроено очень просто и открыто. Ведь это всего лишь покатушки! Здесь НЕТ ЛИДЕРОВ и потому это движение нельзя контролировать или интегрировать в систему. КМ НЕ ИМЕЕТ ОРГАНИЗАТОРОВ, СПОНСОРОВ ИЛИ ИНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ СИЛ.
Но это у них. А как дела обстоят у нас? В этом году КМ докатилась и до России. 25 апреля и 12 июня в Москве сотни разношерстых велосипедистов катили по центру города, от Чистых прудов и почти до Воробьевых гор. 23 июля тоже самое повторили ребята из Уфы. Собравшись у Молодежного театра, они проехали по всему проспекту Октября.
Его эмблемой сделали символ кулака растущего из велосипеда.
Поселившись на просторах нашей родины, движение приобрело некоторые иные черты.
"Мы не блокируем дорожное движение - мы являемся частью движения!" - таков лозунг "Критической массы" в России.
Декларации принципов КМ:
КМ передвигается по проезжей части, пропускает пешеходов на пешеходных переходах и старается не пользоваться тротуарами без особой необходимости.
Имеет смысл также пропускать общественный транспорт (трамваи, троллейбусы, автобусы), поскольку это более рациональный с экологической точки зрения способ передвижения по городу.
Машины скорой помощи и пожарной службы также пропускаются вперед.
Стычки с водителями не помогут никому.
Прежде всего, они не помогут нам переубедить их и заставить изменить свое отношение к нам.
Поэтому нужно по возможности стремиться в максимально доброжелательной манере довести до них несложные истины, заключающиеся в том, что мы с ними равноправные участники дорожного движения и что КМ не препятствует дорожному движению, а является его частью.
Было бы неплохо вручить водителю листовку, которая заставила бы его задуматься о необходимости уважать пешеходов и велосипедистов, реже пользоваться машиной, заботиться об окружающей среде и так далее.
У участников КМ могут быть совершенно разные мотивы - от простого желания покататься с друзьями до пропаганды более бережного отношения к природе.
Темп движения, скорее всего, будет не очень высоким, чтобы никто не отстал и группа не рассыпалась на отдельные составляющие.
Неспешно проезжая по улицам города КМ привлечет к себе больше внимания окружающих.
Важно, чтобы КМ передвигалась единой группой, не позволяя автомобилям вклиниваться в себя (это может быть очень опасно).
Думайте о том, что вы делаете и о том, как это может отразиться на окружающих.
Не бросайте товарища по КМ в беде!
Все звучит очень даже правильно. Но выходит ли так в действительности? Основная проблема конфликта велосипедист-автомобилист заключается в тотальном незнании или нежелании выполнять велосипедистами правила движения, их непредсказуемость, а зачастую и просто идиотское поведение на дороге. Подумайте сами: человек, чтобы получить права, должен выучить правила и сдать экзамен, только после этого он получает право управлять автомобилем. Велосипедист же может выехать на дорогу в любой момент, и никто с него ничего не требует, хотя правила знать он обязан, обязан их и выполнять.
А вот этого многие и не делают.
То, что хорошо воспринимается и осуществляется в других странах для нашей страны не всегда подходит. Вот и сейчас многие восторженные отзывы о героических велосипедистах борющихся за свои права стали сменяться критическими. Более того, некоторые ведущие велосипедные сайты России выступили резко против движения "Критическая масса".
Авторы и владельцы этих сайтов считают что "даже при поверхностном анализе результатов акций в действиях участников легко выявить умышленное разжигание ненависти к автомобилистам, экстремизм, отсутствие четкой программы действий, умышленное нарушение прав простых людей (создание дорожных заторов, в которых стоят простые люди, а отнюдь не отцы города, которые, например, принимают решения о строительстве велодорожек), лицемерие (попытка организованную акцию представить как "случайное совпадение", за которое никто не несет ответственности), прикрытие умышленного саботажа дорожного движения некими лозунгами и прочее.
Своими действиями участники акции "Критическая масса" уничтожают само понятие законопослушного велосипедиста, настраивают власти, автомобилистов и пешеходов против человека на двух колёсах". Вот отрывок из журналистского отчета одной московской газеты: "...как передает корреспондент нашей газеты, принявший участие в прогулке, ни одного инцидента по дороге не произошло. Водители терпеливо дожидались, пока проедут велосипедисты, занимавшие в некоторых местах все полосы". А вот фраза одного из очевидцев того же события: "...прошедшая 12 июня 2004 года очередная акция, собравшая около 200 велосипедистов, стала первопричиной огромных пробок в районе Чистопрудного и Яузского бульваров, и без того переполненных автотранспортом в праздничный день; так же из-за бестактного, а порой и откровенно хамского поведения участников акции произошли стычки с сотрудниками ГИБДД. Таким образом, все основополагающие принципы действия "Критической массы" были ею же и нарушены..."
Как говорится, а правда где? Против КМ высказались сайты:
Велопитер
(статья Ильи Гуревича "Детская болезнь левизны в велосипедизме")
www.Dirt.ru
www.Velogon.ru
www.onbike.ru
Даже организуется движение "Против критической массы", черно-белые плакаты которого вы можете видеть здесь. Как известно любую хорошую идею можно извратить и довести до абсурда. Главное на наш взгляд, чтобы велосипедное движение развивалось и крепло, оно никого не должно настраивать против себя. И не давать ни малейшего повода, ни властям, ни другим людям говорить, что велосипед это зло. Разговаривать с позиции силы это очевидно удел слабых. Поставленные цели нужно добиваться, не ущемляя права других даже в мелочах. Не уважая других, уважения к себе не добьешься.
А как думаете вы?
Текст: www.critical-mass.org.
Источник: critical-mass.org