Нельзя, конечно сказать, что до сегодняшнего дня в Москве не было велосипедистов — были, катались. Правда, раньше велопрогулка подразумевала исключительно катание: велосипед был досугом, приятным отдыхом, или спортом. Соответственно, ездили все либо в период дачного сезона, либо где-то на Воронцовских прудах или Битце. В центр не выезжал никто, не считая людей в спецформе, с шлемами, по форме напоминающими кокос, и прочими атрибутами профессионалов. И не удивительно, ведь это не Европа, и столичное движение не располагало к велопоездкам.
Итак, что в итоге изменилось? В целом, ничего. Москва по-прежнему остается местом, неприспособленным к такому стилю жизни. А, к слову сказать, жители вдруг каким-то магическим образом стали вести себя совершенно иначе, преодолевая проблемы и препятствия.
У меня есть две знакомые девушки – замужние респектабельные яппи – выходные посвящают поездкам по городу на велосипеде. Они просто грузят байки в багажник авто, доезжают до кольцевой станции метро, а уже оттуда начинается их перемещение по городу. И, кстати, это не просто пару кругов по Бульварному кольцу – это полноценные поездки в кино, ресторан, в гости, по магазинам. Та же жизнь, только в велосипедном формате. Дамы абсолютно всем довольны. Правда, пара сложностей все же имеется: слишком узкий тротуар на Большой Никитской (возле магазина «Гардероб») и не к чему пристегнуть велосипедный замок. И это весомое неудобство, ведь согласитесь, совершать покупки, думая постоянно о том, что с твоим дорогостоящим велосипедом, уже не удовольствие. Правда, невзирая на всё это, они все лето и добрую половину осени не оставляли это занятие, каждые выходные следуя по привычным маршрутам.
Совсем недавно в коридоре редакции мне довелось пересечься с коллегой, возмущенно рассказывающим другому, как охранники-негодяи не пропустили его в здание с велосипедом. «Конечно, – ответили мы ему вместе. – Ты ведь живешь не в Амстердаме, в бетонное 12-ти этажное здание добросовестной советской постройки, да еще и с охраной на входе пронести велосипед? Ну ты даёшь!»
Однако самое сильное впечатление на меня имела сцена на Садовом кольце, свидетелем которой я стала. К слову, вполне обычная сцена. В один из обычных осенних вечеров, когда уже достаточно прохладно, серо и мокро, на Садовом кольце в районе Эстакады показалась целая стайка людей на велосипедах, человек эдак пятнадцать. Что примечательно, это были просто велосипедисты, катающиеся из точки А в точку В: в самой обычной одежде, без специальной экипировки, на обычных байках. Может, они ехали с учебы, может, с работы, может, и вовсе просто ехали без цели. «Ого!» – промелькнуло у меня в голове. Таксист же хмыкнул, мол, разъездились.
Конечно, можно сказать, что у каждого есть собственный выбор, как проводить время: хочешь – возись с велосипедом, это твое право, твои проблемы и твой выбор. А ведь, в сущности, все эти люди – самые обычные, хоть и со своими «тараканами». Здесь речь идет, скорее, об их житейской практике.
Продолжительное время горожанин, едущий на своем велосипеде в повседневной жизни, оставался классическим признаком нормальной жизни в Европе. То есть, благоустроенной, правильной: с цивилизацией, демократией, гражданским обществом, чистыми улицами и сытыми жителями. Да и сейчас редко кто в своих отзывах после путешествий не напишет об этом аспекте жизни – припаркованных возле магазинов и кафе велосипедах. Что-то вроде «Вот как выглядит нормальная жизнь в нормальной стране, где всё и все на своих местах».
Мне кажется, что сегодняшний всплеск популярности на велосипеды вызван даже не модным веянием и не погодными сюрпризами. Точно так же как разруха общества связана с разрухой в головах, так и налаживание в области быта связано с изменениями в сознании каждого человека. И если люди начали себя вести в неприспособленной для велосипедистов Москве так же, как и в культурном Риме или Лондоне ведут себя, вероятно, что-то в их сознании поменялось.
При этом каждый из них может любить или не любить власть, а на вопрос о удовольствии от жизни здесь – отвечать не всегда утвердительно. И все же всё вокруг – это составляющая их жизни, которая укоренилась: работа, друзья, любимые магазины, кинотеатры, кафе. Пространство города – это их пространство. И, да, иногда можно закричать: «Да как тут жить-то можно, в этом дурдоме?». Но они позволяют себе это излишество в виде велосипеда, которое становится частью их личной зоны комфорта.
Естественно, мы все далеки от убеждения, что с появлением кучки велосипедистов у нас все наладилось вдруг. Не всё, не везде, не вдруг. И велокультура у нас своя, особая. В отличие от Европы, где на велосипедах ездят представители абсолютно любых профессий и возраста, а сами модели байков разнообразны – от старых железяк до навороченных байков последнего поколения, у нас это скорее молодое поколение на новых (не более 5-7 лет) велосипедах. Когда мне осенью довелось наблюдать за велосипедистами на улицах Москвы, я все время вспоминала французские фильмы Отара Иоселиани — «Фаворитов луны», «Охоту на бабочек», «In vino veritas!», в которых бабушки на велосипедах – это символ уютного миропорядка. Не то чтобы мне думалось, что и у нас когда-то так может случиться. Даже в тех фильмах это скорее ностальгическое. В наших молодых велосипедистах уже тоже есть знак другого, правильного, образа жизни. Или хотя бы движения в её сторону.
Текст: Елена Стафьева
Источник: expert.ru