Почти во всей Европе, не говоря уже об Азии, горожане активно используют для передвижения велосипед. Экологичный и предельно доступный транспорт передвигается по специальным велодорожкам, не создавая помех движению. В Москве велосипедистом быть трудно: можно попасть под машину или в кутузку.
В воскресенье, 12 июня, московская милиция, как и в любой праздничный день, была начеку. Но террористы омрачать москвичам праздник не стали. Зато не обошлось без несанкционированного митинга, на ликвидацию которого и бросили ударные силы столичного ОМОНа. Под раздачу попали примерно полторы сотни велосипедистов, которые не очень организованной толпой решили проехаться по центру города.

Велопробег устроило движение, известное как «Критическая масса». Его активисты отстаивают свободу передвижения велосипедистов по городу. Свободу своего передвижения они понимают в весьма широком смысле – никакой конкретной программы у движения нет, зато есть сильная неприязнь к автомобильному транспорту. 12 июня устроители «Критической массы» провозгласили «днем независимости от автомобилей». Примерно за неделю до этой даты организаторы начали распространять по Москве листовки-приглашения поучаствовать в своем флэш-мобе. Приехало около 150 человек.
В США и Европе счет участников «Масс» идет на тысячи; например, на юбилейную акцию 27 сентября 2004 года в Сан-Франциско собралось около 5 тыс. байкеров. Часть из них была в маскарадных костюмах, часть – голышом.
Москвичи голыми ехать не рискнули. Воскресный велопробег стартовал от Тургеневской площади в 13.30. С самого начала велосипедистов стали сопровождать две машины ДПС. Как утверждается на форуме «Критической массы», участников с самого начала просили соблюдать ПДД. В толпе велосипедистов эти просьбы расслышали не все. Многие восприняли идею незавимости от машин буквально – они активно нарушали правила, проезжали на красный свет и занимали левый ряд проезжей части. Около 14.00 возле Никитских ворот колонну остановил отряд ОМОНа. Особо не церемонясь, семерых наиболее активных байкеров погрузили в автобусы и повезли в 83-е отделение милиции. При этом, по рассказам участников покатушек, одному из байкеров повредили колено, а другому разбили мобильный телефон. По пути ОМОН разогнал оставшихся участников акции, которые пытались снова собраться в районе Садово-Кудринской. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на ГУВД Москвы, пойманных велосипедистов оформили по статье КоАП 12.29 («Нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения»). Эта статья предусматривает предупреждение или штраф в 1 МРОТ. Задержанные на форуме «Критической массы» сообщают, что статья совсем другая – 20.2 («Нарушение установленного порядка организации либо проведениe собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). Эта статья предусматривает штраф от 5 до 10 МРОТ. Суд над велосипедистами назначен на 14 июня.
Критическая масса – неофициальное и несанкционированное антиавтомобильное мероприятие. Между тем 22 сентября во многих странах вполне официально отмечают Всемирный день без автомобиля. Мэрии городов-участников предлагают горожанам на время забыть об автомобиле. Ради этого отменяют плату за проезд на общественном транспорте, как в Риме и Берлине, или частично перекрывают движение, как в Лондоне, Мадриде и Стокгольме. Девиз Дня без автомобиля – «В городе без машины» (In town without my car).
В Москве велосипедистов гоняют не только по праздникам. Манежная площадь и Поклонная гора – излюбленные места катания тех, кто увлекается стритом (агрессивное катание по городу, прыжки с лестниц, скольжение по граням и перилам). Но время от времени местная милиция разгоняет байкеров, при этом милиционеры иногда еще и спускают у велосипедов шины. Байк бывает трудно провезти в метро. Согласно правилам метрополитена, в нем можно провозить только складные велосипеды. Иногда сотрудники метро идут навстречу велосипедистам, заставляя максимум снять одно из колес. Иногда не пускают ни под каким видом. Особенно двухколесных почему-то не любят на станции метро «Орехово» – работники станции реагируют на байкеров как на бык на красную тряпку и категорически отказываются пускать в метро. При этом именно в Ореховe находится, по сути, единственная в Москве профессиональная трасса для гонок 4X (велосипедный аналог мотокросса), на которой регулярно проводятся соревнования Кубка России.
Впервые на день от автомобиля отказались во Франции в 1998 году. В прошлом году обойтись без машин решили уже в 1100 городах мира.
Акцию поддержали не только в Европе, но и в Канаде, Колумбии, Эквадоре и Таиланде. В России иностранную инициативу поддержали только в одном городе – Белгороде. Здесь строго ограничили движение машин; например, грузовики вообще не пускали на основные улицы.
В Москве и Санкт-Петербурге власти без автомобилей обходиться пока не готовы. Как, впрочем, и поддерживать энтузиастов велодвижения, которым можно посоветовать разве что соблюдать ПДД и кататься исключительно в защитной экипировке. Особенно в дни государственных праздников.
14.06.05
1344
Другие новости
21.04.25
117
Антон Сазонов — известный путешественник и член Русского географического общества, который с легкостью преодолел расстояние от Уфы до Бали на велосипеде. Антон делится опытом длительных велопоездок, рассказывает о...
14.04.25
531
В Сириусе пройдет первый чемпионат и первенство России по велосипедному спорту. Ожидается участие более 130 спортсменов, которые будут соревноваться в гонке критериум. Это одно из самых динамичных и зрелищных...
10.04.25
753
В Умётском округе состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса «Безопасное колесо-2025». Победителем этого состязания стала команда юных инспекторов движения (ЮИД) №1 Умётской агроинженерной школы. Конкурс...
08.04.25
856
В Суворовском районе стартовали первые гонки на горных велосипедах, собравшие около 100 участников из Южного федерального округа, а также ДНР и ЛНР. Соревнования проходили на специальной трассе «Горный манеж», где...
03.04.25
1144
На рынок вышли электрические велосипеды Nova из Эстонии, которые оценены в 272 600 рублей. Эти велосипеды могут развивать скорость до 25 км/ч, а их зарядка осуществляется с помощью обычных кабелей и блоков питания, например,...
30.03.25
1375
Новая заявка на патент от компании Classified Cycling утверждает, что все предыдущие технологии переключения скоростей для велосипедов ошибочны. Вместо привычного управления цепью, когда вы нажимаете рычаг на руле, инженеры...