Велосипеды
Аксессуары
Запчасти

«В велоспорте нужна не столько конкуренция, сколько сотрудничество»

Байк, БМХ, спицы, рамы, педали… Наверняка многие из нас, вчитываясь в эти слова, уже догадались, что речь идет о видах и деталях, имеющих отношение к велоспорту, велосипеду. Между тем перечисление это не случайно. В этот раз в рубрике «Летопись спорта» мы задались вопросом, культивировался ли у нас в республике когда-либо велосипедный спорт, и оказалось, что он был и даже существует поныне. Да, к сожалению, только существует, и, наверное, не случайно, что единственный в республике велоклуб - филиал на базе стадиона «Динамо» - носит символичное название «Оптимист». Об этом наш корреспондент узнал от Магомеда-Али Багандова, большого любителя и энтузиаста, возглавляющего Федерацию велоспорта Дагестана.

- В 70-е годы велоспорт был очень популярен, – рассказывает М-А. Багандов. – На заводе им. Магомеда Гаджиева были секции велоспорта, свой клуб был у железнодорожников, а на площади располагался велосипедный клуб «Факел». Всего этого, увы, уже нет, остался лишь велоклуб «Оптимист», построенный еще при прежнем министре Шахабасе Шахове. В целом по стране велоспорт также не в почете. Исключениями являются лишь крупные города. Все специалисты и болельщики знают, что Москва — единственный город, который имеет специализированную велосипедную трассу.

Сегодня в велосипедном спорте нам нужна не столько конкуренция, сколько сотрудничество. Я говорю в первую очередь о взаимной поддержке Москвы и Петербурга — городов, бесспорно, являющихся базовыми в велоспорте. Если же рассуждать о сложившейся ситуации в велоспорте в целом, то для объяснения причин такого регресса необходим всего-то двухминутный экскурс: взгляните на стратегию развития нашего вида спорта, на управление и обеспечение этого развития и на контингент исполнителей, которых мы сегодня имеем. Нынешнюю обстановку в велоспорте я считаю крайне плачевной.


Конечно, о полном исчезновении речи не идет, – продолжает Багандов. - Есть среди дагестанцев любители, которые периодически занимаются и собираются у нас в клубе.

- В чем кроются причины малой развитости велоспорта?

- Многие наши чиновники попросту не понимают этот вид спорта, а при такой «поддержке» развивать его, сами понимаете, тяжело.

Наша непосредственная вина заключается в том, что мы вовремя не смогли сломать данный режим, со стороны предыдущего президента Юрия Файзуллаева были некоторые попытки, но его потуги оказались тщетными. 10 лет он безуспешно пытался поднять этот вид спорта, но его инициативу не поддерживали в правящих верхах.

- Как зародился велоспорт в Дагестане?

- Первоначально этот вид спорта начал культивироваться в Чечне. Оттуда его переняли и дагестанцы. Тогда же представительница нашей республики Юлия Овешенко стала чемпионкой Советского Союза. Других таких достижений не припомню. Кстати, многие чемпионы мира, чемпионы Европы и олимпийские чемпионы начинали свой спортивный путь, тренируясь в велошколах Грозного. Там они и шлифовали свое мастерство. Тогда в стране, да и в республике велоспорт котировался, проходили различного рода всесоюзные соревнования.

- Как сейчас обстоят дела с велоспортом в России и у нас в республике в частности?

- В некоторых регионах страны велоспорт очень популярен. В Дагестане ежегодно стартует крупнейшая многодневная соревновательная велогонка - «Дружба народов Северного Кавказа»… Поддержка Президента РД Муху Алиева позволила нам дважды провести подобные соревнования. При прежнем руководителе республики Магомедали Магомедове она проводилась пять раз. К большому сожалению, последние два года мы не проводили эту велогонку в связи с криминогенной обстановкой в республике, хотя она была очень популярна несмотря на то, что проводилась всего 7 раз.

Участники гонки стартовали в Дербенте, а финишировали в Сочи, на склоне горы Ахун. Протяженность этого трека составляла 2800 км, гонка длилась 13 дней. Мы соединяли три моря – Азовское, Каспийское и Черное. Своеобразная гонка трех морей, в которой принимали участие более 130 именитых спортсменов Юга России, а еще к нам приезжали велогонщики из Казахстана и из стран ближнего зарубежья.

В соперничестве с ними наши местные велогонщики занимали призовые места и становились мастерами спорта. Вот Башир Алиев и после него Абдул Шихахмедов имеют звания мастеров спорта. Их уже приглашали в сборную России, но они ответили отказом, потому что это тяжелый вид спорта, и заниматься приходится главным образом на трассе.

- Воспитанники вашего клуба периодически выступают в первенствах Южного федерального округа. Есть успехи?

- Да, наши ребята ежегодно участвуют в спартакиадах, в чемпионатах страны и первенствах ЮФО. Выезжают юноши и юниоры. Женская команда пока выступает слабовато.

Занимающихся у нас в клубе всего 78 человек, в основном дети. Есть, конечно, и взрослые, любители. Их гораздо больше. Они приходят, интересуются велосипедами, ценами на них, спрашивают, как распределять нагрузку, мы, как можем, советуем, даем рекомендации.

- Ваших подопечных нередко можно увидеть в районе поселка Талги. Где вы еще занимаетесь?

- Да, мы там тренируемся, потому что это более или менее разгруженная трасса. Еще мы тренируемся на трассе, расположенной в сторону Буйнакска. В клубе «Оптимист», хотим открыть площадки для БМХ. Для развития байка у нас предпосылок нет никаких. Наши дороги, как правило, всегда загружены, а заниматься на скоростном участке шоссейным видом спорта представляется сложным. С недавних пор, отмечу, оба этих вида стали олимпийскими видами спорта. А вот БМХ, в отличие от байка, можно смело развивать у нас в республике. Он популярен во всем мире и не требует особых усилий и затрат, занимаются БМХом на пересеченной, горной местности. Трек может быть всего в четверть футбольного поля с препятствиями (бугры, кочки, кусты), а протяженность трассы составлять от 300 метров и больше.

- А где у нас в городе можно построить площадки для байков?

- Развивать байк можно на любых открытых пространствах. Как я уже отмечал, для байка не требуются большие площади. В том же парке им. Ленинского комсомола можно сделать несколько таких площадок, и тогда наши дети не будут создавать аварийные ситуации на дорогах. Недавно я подготовил письмо главе города Саиду Амирову, в котором предложил десятки таких проектов. Такие же проекты я отправил руководству республики с просьбой поддержать нашу идею, чтоб и здесь создавались велодромы.

В Омске, к примеру, таких велодромов 15, их построили специально для города.

Мэр Москвы Юрий Лужков в свое время дал распоряжение построить около двухсот таких треков. Они универсальны, на них можно кататься на скейтборде и на роликовых коньках. Поверьте, нам нужны такого рода треки.

- Этот вид спорта популяризируется еще и как велотуризм. Не так ли?

- Да, действительно, велоспорт может стать хорошей доходной статьей для туризма. Дагестанский народ любит это средство передвижения, и когда видишь своих земляков на дорогих велосипедах, выезжающих на берег моря, становится приятно, душа каждый раз радуется.


17.12.09
754
Другие новости
Во Владимирской области появятся новые туристические маршруты
25.11.24
138
В регионе может появиться новый веломаршрут из Владимира в Суздаль. Правительство области изучает возможность его создания, и эту тему Александр Авдеев обсудил с представителями спортивной общественности. Маршрут...
Паломник преодолел более 1000 километров на велосипеде
21.11.24
410
Путешественник из Урала Константин Савченко поделился причиной своего приезда в Кострому на велосипеде. Он прошел более тысячи километров, чтобы посетить святые места, церкви и монастыри. Как указано в сообществе...
Жители Белгорода посетили множество достопримечательностей на велосипедах
18.11.24
699
Сотрудники завода «ОМК Энергомаш» вместе с семьями совершили несколько путешествий на велосипедах, что стало одним из основных условий участия в проекте под названием «Велооткрытия России». Идею проекта выдвинул...
Toyota анонсировала свой первый грузовой велосипед
14.11.24
843
Toyota анонсировала выход собственного грузового велосипеда с ценой 650 тысяч рублей, демонстрируя свое стремление занять лидирующие позиции в производстве транспортных средств с нулевыми выбросами. В дополнение к...
Студенты в Китае отправились в ночной пробег
11.11.24
1004
В Китае наблюдается удивительная волна популярности ночных велопрогулок, которая началась с небольшой идеи четырех студентов проехать на велосипеде 50 километров за пельменями. В минувшую пятницу эта тенденция...
Житель Алматы помогает детям
07.11.24
1226
Евгений Полянский из города Алматы имеет удивительное хобби - он бесплатно чинит старые велосипеды и дарит их детям. Всё началось с того, что он передал свой велосипед ребенку, и счастливая улыбка подростка поразила...

Велосипеды

В наличии
77 770 р.
скидка 13%
67 900 р.
В наличии
75 900 р.
скидка 54%
34 900 р.
В наличии
77 890 р.
скидка 13%
67 900 р.
В наличии
71 550 р.
скидка 15%
61 000 р.
Все велосипеды
Другие популярные бренды