Почему в Ереване нет велосипедных дорожек?
16 сентября в 1300 городах Европы стартовала "Европейская неделя мобильности ("European Mobility Week"), главная цель которой состоит в отказе от использования личного автотранспорта в пользу общественного, а также в более широком использовании велосипедов.
Такая "неделя" проводится уже в шестой раз, и в этом году к ней присоединилось около 1700 населенных пунктов за пределами Европы - в Северной и Южной Америке и Юго-Восточной Азии. По предварительным расчетам, в программе примут участие более 100 миллионов европейцев. В ближайшие 7 дней всем водителям предлагается пересесть на велосипеды, а 22 сентября и вовсе отказаться от личного транспорта. Акция затронет 35 стран. Главная задача акции - привлечь внимание к экологическим проблемам и глобальному потеплению, основным виновником которого называют газы.
Как вообще обстоят дела с "велосипедизацией" в развитых странах, мы расскажем на примере Германии. Берлин - одна из самых, если не самая "зеленая" европейская столица. Несметное число парков, скверов, прудов и озер, причем большинство их находится в черте города, многие - в самом его центре. Не выезжая из Берлина, можно прекрасно отдохнуть, погулять, подышать свежим воздухом. Можно обойти огромный парк и не встретить ни одного кафе, ресторана, даже лотка с мороженым. Конечно, кафе, ресторанов и бистро в городе множество, но не в зеленых зонах, и строятся они не за счет вырубленных деревьев.
Что бросается в глаза на улицах немецкой столицы, так это заметное отсутствие дорогих автомобилей. Конечно, встречаются и огромные внедорожники, и роскошные лимузины, но их на удивление немного. Чисто визуально в Ереване больших и дорогих автомашин гораздо больше. В этом наша столица затмит, наверное, любой европейский город.
Общественное мнение в Германии сегодня таково, что иметь огромные автомашины здесь не просто не модно, но и считается признаком плохого тона. Разъезжают же здесь на роскошных автомобилях, как поведали мне немецкие друзья, в основном граждане турецого происхождения. По мнению основной массы горожан, ездить на небольших автомобилях гораздо экономичнее и экологичнее. А еще лучше, считают немцы, ездить на велосипедах.
Согласно статистике, по состоянию на 1 января 2008 г. на 3 млн. 416 тыс. 255 жителей Берлина (вот такая немецкая точность!) приходится 2,85 млн. велосипедов. На каждую берлинскую семью - в среднем по два велосипеда. На них разъезжают все - от мала до велика. Даже для людей состоятельных поездка на велосипеде не считается зазорным делом. На велосипеде можно увидеть и степенного бюргера, и женщину с прикрепленной к велосипеду тележкой для малыша. На велосипедах лихо разъезжают старики и старушки. Но больше всех предпочтение этому средству передвижения отдает молодежь - ездит на занятия в школу, в университет, на природу. Это не мудрено - транспорт в Германии стоит недешево. Проезд в автобусе (метро, электричке, трамвае) на самое короткое расстояние в три остановки обойдется в 1,3 евро. А один двухчасовый билет стоит более двух евро. Учитывая, что добираясь на работу или на занятия, среднестатистический берлинец несколько раз пересаживается из метро в автобус или электричку, то ежедневные поездки туда и обратно могут обойтись в ощутимую сумму.
Ездят велосипедисты по обочинам улиц по специально размеченным велодорожкам, не опасаясь, что их задавят автомобилисты. Это у нас в Армении поездка на велосипеде может оказаться подвигом летчика-камикадзе. В Германии же уважительное отношение водителей друг к другу, к велосипедистам и пешеходам - обычная норма поведения. Иногда, если улица не столь широка, велодорожка размечается на тротуарах. И пешеход, идущий по тротуару, уважает права велосипедиста и не заходит на эту дорожку. А если ненароком и ступит на нее, то ничего страшного - велосипедист остановится, улыбнется и попросит отойти зазевавшегося пешехода.
Власти же делают все для того, чтобы число велосипедистов росло. Например, для их удобства на многих перекрестках есть специальные (кроме обычных) светофоры, установленные на уровне головы седока. А еще на многих людных местах - остановках, возле крупных супермаркетов, учебных заведений и т.д. - устраиваются парковки, своего рода металлические "стойла", в которые велосипед "загоняется" и приковывается к ним специальным тросом с замком. Такие тросы с замком есть у каждого велосипедиста. Припаркованные велосипеды можно увидеть всюду: прислоненные и "пришпиленные" к ограде, забору, дереву, решетке, фонарному столбу.
Покупка нового велосипеда в магазине, в зависимости от модели, обойдется от 100 до 500 евро. Но в Берлине есть и служба проката велосипедов. Организована эта услуга компанией DB (Deutsche Bahnhof - Немецкие железные дороги) для тех горожан, которые не имеют собственных велосипедов или вышли из дома без велосипеда, а он им вдруг позарез понадобился. Так вот, в самых людных местах по всему городу стоят на приколе тысячи велосипедов с логотипом BD и оснащенных специальным кодом и датчиком. Понадобился человеку велосипед, позвонил по телефону в компанию, перевел с карточки необходимую сумму, получил и набрал код на замке велосипеда - и езжай себе на здоровье по своим делам. Закончил дела - позвони в компанию и сообщи, что велосипед тебе больше не нужен. Даже можешь не говорить, в каком месте ты его оставил - по системе спутникового слежения компания установит место его новой парковки. Стоит такая услуга недорого - 1-1,5 евро в час. В любом случае это дешевле, чем воспользоваться общественным транспортом.
А нам что со всего этого? Действительно, вряд ли можно рассчитывать на то, что завтра и даже в обозримом будущем ереванцы вдруг пересядут на велосипеды и будут раскатывать на них по улицам города. Во-первых, менталитет у нас иной, да и улицы совершенно не приспособлены для велосипедов, а при нынешнем состоянии дорожного движения это, как уже было отмечено, просто опасно. Хотя чем черт не шутит? Любят же наши госмужи перенимать и внедрять у нас зачастую совершенно неприемлемый опыт западных стран в различных областях жизни - науке, экономике, образовании. Так почему бы не попытаться внедрить у нас культуру езды на велосипедах? Поначалу пусть на небольшом пространстве, в одном районе столицы создать для этого этакую "заповедную зону" с необходимой инфраструктурой и дорожками для велосипедистов. Глядишь, понравится ереванцам, и приживется в городе новшество. А потом можно будет постепенно расширять "ареал обитания" велосипедистов. Для нашей столицы, задыхающейся от обилия автомобилей, с ее неразвитой и несправляющейся системой городского транспорта такой вариант был бы весьма кстати.
Велосипед как важнейшее средство передвижения
22.09.09
947
Другие новости
25.11.24
128
В регионе может появиться новый веломаршрут из Владимира в Суздаль. Правительство области изучает возможность его создания, и эту тему Александр Авдеев обсудил с представителями спортивной общественности. Маршрут...
21.11.24
399
Путешественник из Урала Константин Савченко поделился причиной своего приезда в Кострому на велосипеде. Он прошел более тысячи километров, чтобы посетить святые места, церкви и монастыри. Как указано в сообществе...
18.11.24
689
Сотрудники завода «ОМК Энергомаш» вместе с семьями совершили несколько путешествий на велосипедах, что стало одним из основных условий участия в проекте под названием «Велооткрытия России». Идею проекта выдвинул...
14.11.24
834
Toyota анонсировала выход собственного грузового велосипеда с ценой 650 тысяч рублей, демонстрируя свое стремление занять лидирующие позиции в производстве транспортных средств с нулевыми выбросами. В дополнение к...
11.11.24
995
В Китае наблюдается удивительная волна популярности ночных велопрогулок, которая началась с небольшой идеи четырех студентов проехать на велосипеде 50 километров за пельменями. В минувшую пятницу эта тенденция...
07.11.24
1217
Евгений Полянский из города Алматы имеет удивительное хобби - он бесплатно чинит старые велосипеды и дарит их детям. Всё началось с того, что он передал свой велосипед ребенку, и счастливая улыбка подростка поразила...